Изменения в законе о налоге на недвижимость
С 1 января 2020 года: налог на имущество физлиц
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и его размер определяется соответствующим нормативным актом, принимаемым местным законодательным органом (часть 1 статьи 61 Налогового кодекса России). Размер налоговых ставок для своего региона вы можете посмотреть здесь (в том числе там же можно увидеть объём льгот и вычетов, а также основания для их предоставления). Хотя существуют некие федеральные стандарты (главы 28, 31 и 32 Налогового кодекса России), но границы регулирования на местном уровне достаточно широкие…
До 2015 года налог на имущество физлиц в большинстве случаев носил номинальный характер (если забыть про личный транспорт, который власти всегда считали признаком «роскоши» и потому изо всех сил облагали оброком). Налог на недвижимое имущество исчислялся с «инвентарной» или «балансовой» стоимости (для жилья и земли соответственно) и его размер в большинстве случаев был незначительный или даже около нулевой (особенно для старых домов или садовых участков), но в 2014 году случился известный кризис, в связи с чем эту неосвоенную кубышку было решено вскрыть и влить в бюджет. С 2015 года налог стали исчислять с кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Переход к новому уровню налоговой нагрузки осуществлялся поэтапно (коэффициент постепенно повышался с 0,2 до единицы), но с нового года по всей стране налог на имущество будет начисляться теперь только по новым правилам и в полном объёме. Да, ещё не во всех муниципальных образованиях посчитали кадастровую стоимость, но это прям вот последние из могикан – нерасторопных будут подгонять из Москвы, да и сами местные власти в первую очередь заинтересованы в увеличении налоговых поступлений.
Размер налога исчисляется довольно просто.
Налог на объекты недвижимости (но НЕ земельные участки):
– самые распространённые (народные) объекты налогообложения: комнаты, квартиры, жилые дома, хозяйственные постройки разного назначения площадью менее 50 кв.м., расположенные на земельных участках с разрешённым использованием «индивидуальное жилищное строительство», «личное подсобное хозяйство», «садоводство», «огородничество» (то есть НЕ на земле «общественно-делового», «промышленного» и разного прочего подобного назначения), гаражи и машино-места, объекты незавершённого строительства (если в итоге будет построено что-то из ранее перечисленного), а также доли указанных объектов недвижимости облагаются налогом по ставке – до 0,3% от кадастровой стоимости (то есть для квартиры кадастровой стоимостью 5 миллионов рублей размер ежегодного налога будет от нуля до 15 000 рублей);
– самые дорогие объекты налогообложения: недвижимость с кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей могут облагаться по повышенной ставке налога – до 6% от кадастровой стоимости;
– все прочие объекты (то есть в первую очередь хозяйственные постройки площадью более 50 кв.м. и/или предназначенные для предпринимательской деятельности) облагаются налогом в размере – до 1,5% от кадастровой стоимости.
Ставка налога может быть дифференцированной в указанных пределах в зависимости от размера кадастровой стоимости, назначения объекта или его местоположения (статья 406 Налогового кодекса России).
Размер кадастровой стоимости любого объекта недвижимости можно абсолютно бесплатно и самостоятельно посмотреть в справочном разделе Росреестра. Например, стоимость здания уфимского Конгресс-холла, с кадастровым номером 02:55:010147:2039, площадью 36 000 кв.м., составляет в данный момент 367 млн руб.
Предусмотрены налоговые вычеты (из кадастровой стоимости объектов налогообложения в пропорциональном размере):
– 10 кв.м. для комнаты;
– 20 кв.м. для квартиры;
– 50 кв.м. для жилого дома;
– 1 миллион рублей для «единого недвижимого комплекса», в состав которого входит хотя бы один жилой дом;
– дополнительно к вышеуказанным вычетам для многодетных семей (3 и более несовершеннолетних детей) предусмотрен дополнительный вычет в размере 5-7 кв.м. от налогооблагаемой базы для комнаты/квартиры/жилого дома из расчёта на каждого ребёнка (статья 403 Налогового кодекса России);
– хозяйственные постройки площадью менее 50 кв.м. на землях ИЖС, ЛПХ, садоводство и огородничество;
– другие вычеты для отдельных категорий льготников (статья 407 Налогового кодекса России).
Полный перечень ставок, льгот и вычетов для своего региона можно посмотреть здесь (для примера показана Москва, но, нажав на герб сверху, можно изменить справочный параметр, поменяв на любой другой субъект федерации). Внимание: в справочной информации имеются 4 вкладки и там можно увидеть: размер «ставок», размер и условия «вычетов», обязательные «федеральные льготы», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее, там достаточно просто и доходчиво всё описано (ИФНС – респект ).
Кстати говоря, льготы и вычеты не предоставляются для объектов недвижимости кадастровой стоимостью более 300 миллионов рублей (часть 5 статьи 407 Налогового кодекса России).
Налог на земельные участки (находящиеся в собственности, принадлежащие на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемом владении):
– земли ИЖС (вид разрешённого использования: индивидуальное жилищное строительство), ЛПХ (личное подсобное хозяйство), для садоводства и огородничества, а также сельхоз-назначения облагаются по ставке налога – до 0,3% от кадастровой стоимости этих участков;
– все прочие земельные участки – до 1,5% от кадастровой стоимости (статья 394 Налогового кодекса России).
Размер кадастровой стоимости любого земельного участка можно абсолютно бесплатно и самостоятельно посмотреть на публичной кадастровой карте России. Например, стоимость земельного участка номер 02:55:010168:245, площадью 38 000 кв.м., на территории которого находится наш уфимский Конгресс-холл, составляет в данный момент 209 млн руб.
Предусмотрены налоговые вычеты (из кадастровой стоимости объектов налогообложения в пропорциональном размере):
– 600 кв.м. для пенсионеров, семей с тремя и более детьми, прочих «традиционных» категорий льготников (часть 5 статьи 391 Налогового кодекса России);
– коренные народы Севера имеют налоговый вычет без ограничения площади земельного участка (пункт 7 части 1 статьи 395 Налогового кодекса России).
Полный перечень ставок и льгот для своего региона можно посмотреть здесь (для примера показана Москва, но регион можно изменить на любой). В справочной информации имеются 3 вкладки и там можно увидеть: размер «ставок», размер и условия обязательных «федеральных льгот», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее, там достаточно просто и доходчиво всё описано.
Внимание: земельный участок под многоквартирным домом не является объектом налогообложения (пункт 6 части 2 статьи 389 Налогового кодекса России).
По поводу начисления транспортного налога ничего не изменилось, но на всякий случай справочно напомню, если кому-то это интересно.
– до 100 л.с. (включительно) – 2,5 руб/л.с.
– свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 3,5 руб/л.с.
– свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 5 руб/л.с.
– свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 7,5 руб/л.с.
– свыше 250 л.с. – 15 руб/л.с. (статья 361 Налогового кодекса России)
Каждый регион вправе изменять базовую ставку (указанную выше) в сторону уменьшения/увеличения в 10 раз в зависимости от возраста и типа транспортного средства, экологического класса (на автомобили мощностью до 150 л.с. может быть установлена и нулевая ставка).
Полный перечень ставок, льгот и вычетов для своего региона можно посмотреть здесь (для примера показана Москва, но можно изменить на любой регион). В справочной информации имеются 4 вкладки и можно увидеть: размер «ставок», размер и условия «вычетов», обязательные «федеральные льготы», а также дополнительные «местные» – изучайте внимательнее.
По общему правилу, льготы и вычеты можно получить только по одному объекту одного типа (один легковой автомобиль, одна квартира, один земельный участок и так далее). Гражданин, если у него в собственности несколько однотипных объектов налогообложения, вправе сам выбрать тот объект, к которому будет применена льгота. По умолчанию, если налогоплательщик не пишет такое заявление (не выбирает сам объект, к которому будет применена льгота), налоговая льгота предоставляется в отношении объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Так-то в общем можно заметить, что и относительно объектов недвижимости, и относительно транспортного налога предусмотрена прогрессивная справедливая шкала налогообложения. При этом плательщик налога (собственник объекта) практически не может повлиять на определение размера кадастровой стоимости, так как это происходит в условно автоматическом порядке (размер кадастровой стоимости определяется в настоящий момент специализированными государственными бюджетными учреждениями (ГБУ) в рамках Закона «О государственной кадастровой оценке») и оспорить итоги кадарстровой оценки можно только в Росреестре и/или в суде. Первое время было довольно много судебных тяжб по поводу размера кадастровой стоимости, но достаточно быстро основная часть проблем в этой сфере была решена, насколько я знаю.
Здесь, в общем, можно было бы завершить текст на мажорной ноте (которая уместна, если забыть про то, что все начали платить в совокупности значительно больше налогов), но я так не могу, поскольку на 100% уверен, что размер взыскиваемого налога на имущество продолжит увеличиваться и дальше. Откуда такая уверенность?
На самом деле, о неизбежности увеличения налогов на недвижимость (которые ещё несколько лет назад у нас фактически отсутствовали) я думал ещё лет 15 назад, и в этом вопросе логика работает самая элементарная: во всех Западных странах расходы на ЖКХ и уплату налогов на недвижимость (или его аренду) составляют основную часть расходов граждан. Наши власти обычно не упускают возможность взять пример с Запада, когда дело касается возможности изыскать новый источник дохода в карман бюджет, поэтому вне всяких сомнений рост налога на недвижимое имущество был неизбежен. И остался только один вопрос: когда будет следующий этап повышения этого налога?
P.S. Дополнительно могу отметить, что налоговая стала заметно лояльнее к гражданам при личном общении (в том числе длинные очереди, по крайней мере в Уфе, давно ушли в прошлое), а сайт налоговой содержит массу полезной информации с понятными объяснениями. Например, по поводу таких вопросов можно почитать (для Москвы, но регион можно изменить в окошечке сверху):
Налог на имущество физических лиц
Налог на доходы физических лиц
Имущественный вычет при продаже имущества
Имущественный вычет при приобретении имущества
О снижении имущественных налогов для арендодателей в обмен на поблажки для арендаторов
ФНС России даны рекомендации по снижению имущественных налогов для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса.
Статья 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусматривает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в отношении договоров аренды, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; а также право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 рекомендовано предоставить юрлицам и ИП – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка.
В этой связи обращено внимание, в частности на следующее:
- для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;
- при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 апреля 2020 г. N БС-4-21/5994@
О РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.04.2020 N 439 МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ,
КАСАЮЩИХСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,
НАХОДЯЩИХСЯ В АРЕНДЕ
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
Направляем рекомендации по вопросам реализации мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога (в части установления налоговых льгот) по объектам недвижимости, находящимся в аренде.
Оперативно доведите рекомендации до налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения имущества, а также до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.
к письму ФНС России
от “__” _________ 2020 г. N _______
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ, КАСАЮЩИХСЯ УПЛАТЫ
НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ
НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ) ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩИМСЯ
В АРЕНДЕ
Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” установлено следующее:
Настоящие рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от примененном в рекомендациях.
- в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в редакции Закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации , в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Далее – решение о введении режима повышенной готовности.
- арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.
Правительство Российской Федерации рекомендовало снизить имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса, в т.ч. в отношении объектов недвижимости в частной собственности .
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением , меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.
Согласно пункту 1 Требований, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции .
Далее соответственно – договор аренды, наиболее пострадавшие отрасли экономики.
В случае, если меры поддержки связаны со снижением налогов – установлением налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, являющихся предметом договора аренды, рекомендуется учитывать следующее.
1. Для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, предлагается:
- использовать (ссылаться на) перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434;
- предусмотреть, что осуществление арендатором по договору аренды (организацией и индивидуальным предпринимателем) деятельности в соответствующей сфере деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. (взяв за основу абзац первый пункта 1 и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 “О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики”).
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Согласно пункту 2 статьи 399 Кодекса, при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.
Таким образом, установление налоговых льгот возможно посредством принятия вышеуказанных законов субъектов Российской Федерации или муниципальных нормативных правовых актов.
3. Исходя из направленности рассматриваемых мер поддержки, их срочного характера, ограниченности по категориям налогоплательщиков и видам объектов налогообложения при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия:
Установление налоговой льготы в отношении объекта налогообложения, одновременно являющегося предметом договора аренды, отвечающего следующим условиям:
- собственник объекта аренды – арендодатель (организация или индивидуальный предприниматель) предоставил в соответствии с Требованиями на период применения налоговой льготы отсрочку уплаты арендной платы по договору аренды и снизил размер арендной платы по этому договору за период применения налоговой льготы;
- договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до отмены этого решения;
- договор аренды заключен с арендатором, являющимся организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики;
- объектом аренды не является жилое помещение (учитывая пункт 2 Требований);
б) период действия налоговой льготы
Установление налоговой льготы в отношении налогового периода 2020 года:
- с 1-ого числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором действие указанного решения отменено;
- при условии, что в вышеуказанном периоде действует отсрочка уплаты арендной платы по договору аренды в соответствии с Требованиями, а также снижение размера арендной платы по этому договору;
в) размер налоговой льготы
Установление налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога в период действия налоговой льготы.
В случае, если при применении налоговой льготы сумма налога принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога за период применения налоговой льготы его сумма принимается равной нулю;
г) основания применения налоговой льготы
При установлении налоговой льготы целесообразно определить, что основанием ее применения являются:
- по налогу на имущество организаций – документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган вместе с налоговой декларацией за налоговый период 2020 года: договор аренды; дополнительное(ые) соглашение(я) к договору аренды, предусматривающее(ие) отсрочку уплаты арендной платы и снижение размера арендной платы за период применения налоговой льготы; документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения налоговой льготы; иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия;
- по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу – заявление о предоставлении налоговой льготы, представленное в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
4. На основании законов субъектов Российской Федерации или нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований об установлении налоговых льгот налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 10-ти рабочих дней с момента получения информации, предусмотренной пунктом 2 приложения N 3 к приказу ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@, обеспечивает:
- доопределение нормативно-справочной информации в АИС “Налог-3” (в т.ч. установление категорий налогоплательщиков, пользующихся налоговыми льготами по соответствующим налогам);
- актуализацию информационного ресурса “Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам” на сайте ФНС России.
По вопросам методологического сопровождения реализации в АИС “Налог-3” соответствующих настроек справочников необходимо обращаться в Управление налогообложения имущества ФНС России (по телефону IP: 8(99) 14-15).
Метры и сотки
Он призван сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Сделать это по итогам своего Послания Федеральному Собранию глава государства поручил в марте этого года.
Поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в нашей стране в 2015 году. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 процентов. Предполагалось, что в первый год применения кадастровой стоимости граждане будут платить налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. С пятого года налог должен был уплачиваться в полном объеме. Однако реформа привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости. Они начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.
Весной нынешнего года на это обратил внимание президент. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала в 2015 году, повышающий коэффициент успел вырасти до 0,6. Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой и недовольных прибавилось.
Новый закон, подписанный главой государства, корректирует механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог). Он предполагает отказ от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет. Одновременно поправки вводят ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Также они исключают возможность пересчета налога “задним числом”, если корректировка не приводит к уменьшению платежа.
Еще одна важная норма касается оспаривания результатов кадастровой стоимости. Если налогоплательщик сумел доказать, что она была рассчитана неверно, закон предписывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.
Подписанный президентом закон также распространяет налоговые льготы на детей-инвалидов и уточняет статус таких объектов недвижимости, как дома, квартиры, комнаты, гаражи и машино-места, для применения в их отношении налоговых вычетов и льготных ставок. Дело в том, что ранее собственники гаражей и машино-мест, расположенных в офисных и нежилых зданиях бытового назначения, при расчете налога не имели права претендовать на льготы и пониженные налоговые ставки в отличие от владельцев таких же объектов, расположенных в жилых домах. Теперь налоговые преимущества распространяются и на них.
“Положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила, то есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения”, – уточняет Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС “Амулекс”.
По оценке Федеральной налоговой службы, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. Однако правительство, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом говорил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
За шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов. Свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.
До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу Закон “О государственной кадастровой оценке”. Он предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.
Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.
Закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.
“Положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила, то есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения”, – уточняет Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС “Амулекс”.
По оценке Федеральной налоговой службы, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. Однако правительство, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом говорил глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
За шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов. Свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.
До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу Закон “О государственной кадастровой оценке”. Он предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость. Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.
Кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.
Закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.
Налог на имущество 2019: изменение законодательства в пользу налогоплательщика
Налог на имущество с 1 января 2019 года претерпевает ряд изменений – они касаются организаций, инновационных центров, а также граждан, бывших в шаге от назначения пенсии по старым правилам. Все вышеперечисленные категории получат послабления по налогу, в частности, организациям не придется платить налог на движимое имущество. Почему послабления по налогу на имущество организаций принимались сложно, где граница между движимым и недвижимым имуществом, как поменяется отчетность по данному налогу с 2019 года – на эти и другие вопросы ответим в нашей статье.
Три ключевые изменения в налоге на имущество в 2019 году
Налог на движимое имущество с 2019 года отменен. Облагаться налогом на имущество организаций с января 2019 года будет только недвижимое имущество – понятие «движимое имущество» исчезнет из определения объекта налогообложения налога на имущество.
Новый порядок распространяется на все имущество организации, дата и способ приобретения имущества, а также источник его поступления не имеют значения. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302 ФЗ в пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса России.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию. В связи с изменениями налога на имущество юридических лиц в 2019 году изменятся и отчетные формы. Для облегчения подачи отчетов, а также упрощения взаимодействия с фискальными и иными государственными органами, автоматизируйте отчетность с помощью СБИС Электронная отчетность.
Государство продолжает политику стимулирования инноваций: от уплаты налога на имущество освобождены фонды, УК и компании, работающие в инновационных научно-технологических центрах.
Федеральный закон от 30.10.2018 № 373-ФЗ освободил от уплаты налога на имущество фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные Федеральным законом № 216-ФЗ инновационными научно-технологическими центрами. Также не будут платить этот налог и компании, получившие статус участника данного проекта (действие закона распространяется на имущество компаний, стоящее на балансе и расположенное на территории инновационного центра).
Лояльность государство проявило и к гражданам, которые были в шаге от пенсионного возраста – они также получили послабления по налогу на имущество.
Федеральный закон от 30.10.2018 № 378 ФЗ вводит налоговые льготы с января 2019 года лицам предпенсионного возраста, соответствующим определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31.12.2018 года. Эти граждане будут иметь право на льготы по земельному налогу: согласно статье 391 НК РФ – вычет на величину кадастровой стоимости 6 соток одного земельного участка, согласно статьи 407 НК РФ (по налогу на имущество физлиц) – освобождение от уплаты налога по одному объекту определённого вида.
Налог на имущество: «изменения 2019» принимали со скрипом
Налог на имущество является региональным и подпитывает региональные бюджеты. Предложение об отмене части налогооблагаемой базы налога на имущество вызвало неоднозначную реакцию со стороны властей субъектов федерации. Свидетельство тому – первоначальный отказ верхней палата российского парламента одобрить законопроект с изменениями в Налоговый кодекс РФ, предполагающими исключить обложение налогом движимого имущества.
После того, как законопроект «завернули», правительство приняло решение частично компенсировать регионам потери от будущего сокращения поступлений по налогу на имущество. Было решено выделить 30,6 млрд руб. субъектам РФ на улучшение налогового потенциала организаций и компенсировать регионам потери в сумме около 300 млрд руб. После этого законопроект был принят обеими палатами парламента.
Однако не стоит думать, что послабление по налогу на имущество является проявлением общего курса государства на снижение налоговой нагрузки. Часть экспертов называет этот шаг компромиссным, балансирующим или компенсационным, так как одновременно с послаблением налога на имущество государство повышает базовую ставку НДС с 18 до 20%. А налоговое послабление несостоявшимся пенсионерам – своего рода небольшое извинение за перенос пенсионных выплат.
Где граница между движимым и недвижимым имуществом?
После принятия закона, отменившего с 2019 года налогообложение движимого имущества, возник вопрос о том, как провести границу между движимым и недвижимым имуществом. Какие именно объекты включать в налог на недвижимое имущество в 2019 году? В частности, на совещании заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Козака в сентябре 2018 года обсуждался данный вопрос, налоговикам было дано поручение четко провести границу между движимым и недвижимым имуществом.
Дело в том, что статья 30 Налогового кодекса не содержит определения понятий движимого и недвижимого имущества. Согласно статьи 11 НК, в таком случае нужно использовать все имеющуюся по данному вопросу законодательную базу.
130-я статья Гражданского кодекса Российской Федерации признает имущество, не относящееся к недвижимости, движимым имуществом. Согласно той же статьи ГК РФ, к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без существенного ущерба их назначению невозможно. В числе таких объектов здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимости также относятся помещения и машиноместа.
Согласно статье 15-ть Жилищного кодекса РФ, к недвижимости относятся все виды жилых помещений: жилой, в том числе многоквартирный дом и его часть, квартира и ее часть, комната. В приложении к Федеральному закону от 10.01.2003 N 19 ФЗ к недвижимости отнесены дачи и гаражи.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса и Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН. При этом государственная регистрация права не является обязательным условием для признания объекта недвижимостью. Как следствие, основания для определения вида объектов имущества устанавливаются в каждом случае индивидуально, в соответствии с правовыми нормами – такой вывод сделали налоговые органы.
Критерии, по которым объект можно отнести к недвижимому имуществу:
- регистрация в ЕГРН,
- прочная связь с землей,
- отсутствие возможности переместить объект без существенного ущерба его назначению.
В случае налоговой проверки фискальные органы имеет право проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, затребовать документы для того, чтобы удостовериться, что объект правомерно отнесен к движимому (или недвижимому) имуществу, и, как следствие, не внесен (или внесен) в налогооблагаемую базу.
Какие документы могут запросить для уточнения статуса объекта недвижимости:
- разрешение на строительство,
- проектная документация,
- документы техучета или техинвентаризации,
- разрешение на ввод в эксплуатацию,
- заключение экспертизы,
- документы, содержащие технические характеристики объекта.
Изменения в законе о налоге на недвижимость
от 19 ноября 2014 года N 51
О налоге на имущество физических лиц
(с изменениями на 20 ноября 2019 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.10.2016) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Закона города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30);
Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017);
Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2018) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Закона города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26);
Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 25.11.2019).
____________________________________________________________________
Настоящим Законом в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации на территории города Москвы устанавливаются ставки налога на имущество физических лиц в отношении налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, и налоговые льготы.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Статья 1. Налоговые ставки
Ставки налога на имущество физических лиц (далее – налог) устанавливаются в отношении:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
1) жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом, а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45; в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26; в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2019 года Законом города Москвы от 20 ноября 2019 года N 29.
Кадастровая стоимость объекта налогообложения
До 10 млн. рублей (включительно)
Свыше 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)
Свыше 20 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)
Свыше 50 млн. рублей до 300 млн. рублей (включительно)
2) гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в зданиях, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, объектов, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, – в размере 0,1 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 ноября 2018 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
3) объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, – в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения;
4) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах:
а) 1,2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2015 году;
б) 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2016 году;
в) 1,4 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2017 году;
г) 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения – в 2018 году и последующие налоговые периоды;
(Пункт 4 в редакции, введенной в действие с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
4.1) объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, – в размере 2,0 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения;
(Пункт 4.1 дополнительно включен с 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)
5) прочих объектов налогообложения – в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
Статья 1.1. Налоговые льготы
4. Налогоплательщики в отношении одного нежилого помещения, расположенного в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378_2 Налогового кодекса Российской Федерации, уплачивают налог в размере, определяемом в соответствии с порядком, установленным частью 7 настоящей статьи, при условии, что указанное нежилое помещение одновременно удовлетворяет следующим условиям:
1) нежилое помещение включено в реестр апартаментов или расположено в здании, включенном в указанный реестр. Реестр апартаментов и порядок его формирования утверждаются Правительством Москвы;
2) площадь нежилого помещения не превышает 300 квадратных метров;
3) кадастровая стоимость одного квадратного метра нежилого помещения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, составляет не менее 100000 рублей;
4) нежилое помещение не является местом нахождения организации;
5) нежилое помещение не используется налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
5. Здание подлежит включению в реестр апартаментов на основании сведений о наличии в здании апартаментов согласно документам, оформляемым в связи со строительством или вводом в эксплуатацию здания. Перечень таких документов устанавливается Правительством Москвы.
6. Нежилые помещения, расположенные в зданиях, не включенных в реестр апартаментов, подлежат включению в указанный реестр в случае, если они признаны фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц. Порядок признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц устанавливается Правительством Москвы.
____________________________________________________________________
Часть 6 настоящей статьи вступает в силу со дня вступления в силу порядка признания нежилых помещений фактически используемыми исключительно для проживания физических лиц, утвержденного Правительством Москвы, но не ранее 1 января 2017 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года.
____________________________________________________________________
7. Сумма налога, исчисленная налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, уменьшается на сумму, определяемую по формуле:
Л = Н*К1*К2,
где Л – сумма льготы, на которую уменьшается исчисленная налогоплательщику сумма налога;
Н – сумма налога, исчисленного налогоплательщику в соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи;
К1 – коэффициент, равный отношению 150 к площади нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи. В случае если площадь нежилого помещения, указанного в части 4 настоящей статьи, составляет менее 150 квадратных метров, коэффициент К1 принимается равным 1;
К2 – коэффициент, равный:
0,58 применительно к расчету налога за 2015 год;
0,62 применительно к расчету налога за 2016 год;
0,64 применительно к расчету налога за 2017 год;
0,67 применительно к расчету налога за 2018 год и последующие налоговые периоды.
8. Налоговая льгота, предусмотренная частью 4 настоящей статьи, предоставляется в отношении одного нежилого помещения с максимальной исчисленной суммой налога.
9. Для предоставления налоговой льготы, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, не требуется заявление налогоплательщика.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Законом города Москвы от 21 ноября 2018 года N 26.
(Статья дополнительно включена 6 октября 2016 года Законом города Москвы от 28 сентября 2016 года N 30, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года)
Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО “Кодекс”
Новый налог на недвижимость — это узаконенный грабеж россиян?
Путин подписал закон о новом налоге на недвижимость
Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, предусматривающий переход до 2020 года к расчету налога на имущество физлиц, исходя из его кадастровой стоимости.
Как сообщается на официальном сайте Кремля, Путин подписал закон:
«О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».
В соответствии с законом, Налоговый кодекс дополняется отдельной главой о налоге на имущество физлиц, который будет рассчитываться исходя из ее кадастровой стоимости, если в субъекте РФ утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговые ставки будут устанавливаться местными органами власти в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы.
Для жилых домов, в том числе недостроенных, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, а также хозстроений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв м, расположенных на садовых и дачных земельных участках, ставка налога не должна превышать 0,1%. Однако муниципалитетам предоставляется право уменьшать эту ставку до нуля, либо увеличивать до 0,3%.
Для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и дорогостоящей недвижимости (свыше 300 млн рублей) ставка не должна превышать 2%, для прочей недвижимости — 0,5%.
Действующие льготы по налогу на имущество граждан сохраняются, но устанавливается ограничение по этим льготам по одному объекту каждой категории.
Закон вступит в силу с 1 января 2015 года, но для регионов предусмотрен пятилетний период для перехода к расчету налога на имущество физлиц исходя из ее кадастровой стоимости. Регионы, желающие перейти к новой системе расчета налога уже с 2015 года, должны принять решение об этом до 20 ноября 2014 года.
В переходный период, при расчете налога исходя из кадастровой стоимости, муниципалитет будет применять понижающий коэффициент, чтобы избежать резкого роста суммы налога. В результате, сумма налога ежегодно может возрастать не более чем на 20%.
В случае определения налоговой базы, исходя из инвентаризационной стоимости, сохраняются действующие ставки налога. Для недвижимости стоимостью до 300 млн рублей ставка составит до 0,1%, от 300 млн до 500 млн рублей — от 0,1 до 0,3%, свыше 500 млн рублей — от 0,3 до 2%.
С 2020 года при расчете налога на имущество физлиц по всей стране будет использоваться только кадастровая стоимость.
Эксперты в интервью «Коммерсант-FM» отмечают, что новый расчет налога на имущество повлияет в первую очередь на очень дорогие квартиры. Например, если квартира стоимостью 20 млн рублей, то она будет входить в категорию 0,1% — то есть за нее придется платить 20 тысяч в год. При этом, если эта квартира единственная, то собственник обладает льготой, и из нее будет вычтено еще 20 кв. м.
«Поэтому сумма не такая значительная с точки зрения принципиальной стоимости недвижимости. Но, с другой стороны, нужно четко и ясно понимать, каким образом налог будет действовать на так называемые дорогие квартиры. Сегодня они 300 млн рублей, но, как вы видите, у нас совершенно непонятно, какой будет курс в ближайшие годы. Во-вторых, каким образом будет эта ставка в 300 млн рублей распространяться на большую недвижимость», — заявил «Коммерсанту» консультант рынка Константин Ковалев.
Если она окажется слишком высокой (до 2%), то такую недвижимость в России перестанут покупать, полагает он. источник
Новый налог на недвижимость станет бременем не для всех
МОСКВА, 20 июл — ПРАЙМ, Наталья Карнова.
Новый налог на имущество физических лиц, рассчитывающийся с 2016 года по новым правилам, может привести к тому, что для многих москвичей собственная квартира станет дорогим удовольствием. Уже в конце этого года платежки неприятно удивят собственников, поскольку налог будет теперь взыскиваться с кадастровой стоимости, а не с оценки БТИ, как было раньше, пишут «Известия».
Далее налог будет увеличиваться постепенно вплоть до 2020 года, когда платить придется по полной. По данным издания со ссылкой на консалтинговую компанию Berkshire Advisory Group, налог на однокомнатную столичную «хрущевку» площадью 30 кв.м. возле метро «Молодежная» вырастет к 2020 году с 567 рублей до 2838 рублей. Налог на трехкомнатную «сталинку» возле метро «Фрунзенская» (71 кв.м.) вырастет с 9256,36 рубля до 46281,78 рубля. Эти суммы приводятся за вычетом 20 кв м. на собственника, которые не облагаются налогом.
Однако опрошенные агентством «Прайм» эксперты считают, что для среднего покупателя налоговое бремя вырастет, но не столь значительно.
«Средняя кадастровая стоимость квадратного метра примерно на 10-15% ниже рыночной цены. Для владельцев однокомнатных квартир в наиболее доступных районах столицы c применением налогового вычета сумма имущественного налога будет варьироваться в пределах 2,5-5 тысяч рублей, для обладателей двухкомнатных квартир – от 5 до 10 тысяч рублей, а трехкомнатных – от 9 до 24 тысяч рублей», — посчитала управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.
Если разбить эту сумму по месяцам, то едва ли она станет заметным бременем для бюджета среднестатистического москвича, добавила она.
Кроме того, есть льготные категории граждан, освобожденные от уплаты налога на один объект недвижимости. Закон предусматривает и понижающие коэффициенты: помимо вышеупомянутых 20 кв.м. на одного собственника, налогом не облагаются квартиры, общей площадью не превышающие 20 кв.м., а также комнаты не больше 10 кв.м. и дома не больше 50 кв.м.
Кроме того, можно оспорить кадастровую стоимость, на основе которой определяется размер налога, отмечает замруководителя юридического департамента «НДВ-Недвижимость» Владимир Зимохин.
«Если квартира сдается и платятся налоги, то налог на имущество в определенных случаях не платится», — добавил он.
Юристы поясняют, что в случае необоснованного, как кажется гражданину, завышения кадастровой стоимости следует обратиться к независимому оценщику.
«Если оценка докажет, что кадастровая стоимость завышена, то с отчетом оценщика и заявлением о ее снижении нужно обращаться в суд общей юрисдикции. Суд может назначить еще одну оценку, если засомневается в результате предыдущей. Если и она подтвердит завышенность кадастровой стоимости, то ее пересчитают и сделают равной рыночной стоимости. После этого налоговики должны будут пересчитать налог», — рассказал адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Литвиненко.
Если нет желания идти сразу в суд, то кадастровую стоимость можно попытаться оспорить в специальной комиссии при Росреестре. Если там откажут в изменении размера кадастровой стоимости, то уже тогда нужно идти в суд. Обращаться в комиссию не обязательно, для граждан это добровольное решение и можно сразу обращаться в суд. При этом на практике суды чаще удовлетворяют подобные иски граждан, чем комиссии при Росреестре.
Эксперты также сомневаются в том, что после вступления налога в силу мы будем наблюдать массовый исход малообеспеченных семей на окраины и появление на рынке огромного количества дорогого жилья. Закон не затронет льготников, собственников с небольшими квартирами, граждан сдающих квартиры, граждан которые могут платить данный налог и граждан, которые заключили договор социального найма жилья, указывает Владимир Зимохин из «НДВ-Недвижимость».
Совсем другое дело – родственники пенсионеров-льготников: для них наследство может стать действительно большим бременем . В зависимости от их собственного уровня доходов, некоторые владельцы дорогостоящего жилья действительно предпочтут переехать на окраины , указывает Мария Литинецкая из «Метриум Групп».
Однако нужно понимать, что население у нас консервативное в отношении смены местожительства, и многие решат остаться в родных районах и платить повышенный налог, сократив расходы на жизнь . В любом случае, резкого изменения ситуации на рынке не ожидается, поскольку повышение налога растянуто на четыре года , заключила она. источник