Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. № 02-07-10/41190 Об отражении в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления, и сообщает.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) (статья 4) установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с пунктом 1 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, предприятий как имущественных комплексов, а также иного движимого имущества в соответствии с иным законодательством Российской Федерации, возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно пункту 36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – № 157н) принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).

Вместе с тем отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

В то же время в соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции № 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее – объекты недвижимости до регистрации) подлежит отражению на забалансовых счетах.

Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по мнению Департамента, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Вместе с тем обращаем внимание, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности (как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам) недопустимо.

Заместитель директора
Департамента бюджетной методологии
С.В. Сивец

Обзор документа

Право оперативного управления в отношении имущества, передаваемого учреждениям, возникает с момента его госрегистрации.

Согласно порядку ведения Единого плана счетов бухучета принятие и выбытие объектов, права на которые подлежат госрегистрации, производится на основании первичных документов с приложением тех, что подтверждают госрегистрацию.

Учет вещей до госрегистрации на балансовых счетах не предусмотрен.

Однако информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного на праве оперативного управления, в т. ч. в период оформления госрегистрации, отражается на забалансовых счетах.

Минфин России считает, что можно использовать забалансовый счет 01 “Имущество, полученное в пользование”.

Изъятие информации об объекте, который находится в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации за принимающей, из данных бюджетного учета недопустимо.

Право оперативного управления на объекты недвижимости — порядок регистрации

Многие учреждения (предприятия) владеют имуществом на правах оперативного управления. Для полноправного осуществления этих полномочий требуется не только передача недвижимых объектов, но и регистрация прав на них. О том, как и зачем производится регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости, расскажем далее.

Чем регулируется предоставление права оперативного управления объектами недвижимости?

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности.

Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Что такое регистрация оперативного управления?

Суть управления передаваемым имуществом в оперативном порядке заключается в его безвозмездном использовании для осуществления собственной деятельности. Различное имущество на этом праве передается государством, к примеру, таким учреждениям, как школы, сады.

Однако простой передачи для возникновения законной возможности использовать имущества недостаточно. Для этого требуется произвести его регистрацию. Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения.

По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Для чего и кому нужна регистрация?

Законом предусматривается регистрация оперативного управления объектами недвижимости.

Однако иногда возникает вопрос об обязательности такой процедуры, ведь она отнимает время, требует сбора определенной документации.

Кроме того, учреждения могут пользоваться этим имуществом с момента его передачи. Физическая возможность использования недвижимых объектов, действительно, появляется с момента их фактической передачи.

Но юридически они получают законное право владеть, а также пользоваться переданным имуществом только после госрегистрации своих прав. Это следует из положений статьи 131 ГК РФ.

В законе №218 говорится о том, что акт регистрации является единственным достоверным подтверждением наличия такого права. Оспаривать зарегистрированные права можно только через суд.

Читать еще:  Особенности оценки коммерческой недвижимости

Порядок регистрации прав оперативного управления на объекты недвижимости

Основанием для проведения процедуры регистрации является решение собственника о передаче имущества учреждению (предприятию) в описанное управление.

Для ее осуществления нужно обратиться в Росреестр с необходимым пакетом документов. Заявление о регистрации, как правило, подается тем учреждением, которым данное имущество получено. При этом обратиться можно как лично в органы Росреестра, так и посредством почтовой связи.

Кроме того, подать заявление можно через МФЦ или портал госуслуг. Платить госпошлину за регистрацию данного вида прав не требуется. После принятия заявления и всех требуемых документов регистрирующим органом производится их проверка.

Если предоставленные документы отвечают установленным требованиям, то осуществляется внесение записей в Единый реестр недвижимости.

Документы, требуемые для регистрации

Каким документом оформляется передача недвижимого имущества?

Помимо заявления на регистрацию в соответствующий орган нужно подать ряд документов. Их список выглядит следующим образом:

  • учредительные документы на учреждение (предприятие);
  • документы о личности и полномочиях заявителя;
  • документ о закреплении объекта за учреждением (предприятием);
  • документ о фактической его передаче.

Выписку из ЕГРЮЛ, кадастровый паспорт на объект, выписка из реестра государственной (муниципальной) собственности заявитель может предоставлять по своему желанию.

При подаче заявления и документов представителем учреждения (предприятия) требуется наличие надлежащей доверенности. Она должна быть действующей и предусматривать право подачи таких заявлений в регистрирующие органы.

Процедура передачи имущества

Недвижимое (движимое) имущество закрепляется за учреждениями (предприятиями) их собственником. Поскольку речь идет в основном об имуществе государственном (муниципальном), то решение о его передаче принимается уполномоченным на распоряжение имуществом органом. Оно может издаваться в виде решения, акта или иного нормативного документа.

Кроме самого решения о закреплении объектов, необходимо оформить документ об их фактической передаче. В этой роли, как правило, выступают акты приема-передачи. В отдельных муниципальных образованиях могут приниматься собственные акты о порядке передаче такого имущества.

Выводы

Право оперативного управления объектами недвижимости, в том числе жилыми помещениями, является одним из видов имущественных прав. Согласно ГК РФ оно подлежит регистрации в органах Росреестра.

Именно акт такой регистрации является подтверждением наличия указанного управления, позволяет свободно владеть (пользоваться) переданными объектами.

О том, что такое управление недвижимостью вы можете узнать, посмотрев видео:

Регистрация права оперативного управления

1.1. Док-ты на земельный участок-свид-во о праве собственности, кадастровый паспорт земельного участка.

2.1. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ пправо хозяйственного ведения и пправо оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ пправо хозяйственного ведения и пправо оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи пправо хозяйственного ведения и пправо оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010).

Соответственно, если Вы договор оперативного управления недвижимым имуществом не зарегистрируете, то и пправо на оперативное управление у Вас не возникнет. Срок здесь совсем ни при чем.

3.1. Согласно ФЗ № 218 от 13.07.2015 г. “О государственной регистрации недвижимости” право оперативного управления недвижимым имуществом подлежит обязательной гос. регистрации.
Право оперативного управления возникает с момента произведения его гос регистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

4.1. Только собственник, либо лицо по доверенности от собственника имеет право обращаться с заявлением о постановке на учет.

Согласно п.4 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утвержденных приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340)
Государственная регистрация судна осуществляется по заявлению гражданина Российской Федерации либо юридического лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации, при наличии оснований возникновения права собственности на судно, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо уполномоченного им на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. в силу НК Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним Согласно ст. 333.35 государственная пошлина не уплачивается: 1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 2. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности; Основанием для регистрации хозяйственного ведения и оперативного на недвижимое имущество является акт (постановление, распоряжение, приказ) собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также, если имущество приобретается унитарным предприятием или учреждением по договору или иному основанию, то договор, заключенный в соответствии с действующим законодательством.

5.2. уважаемый посетитель!
В данном случае государственная пошлина подлежит уплате
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

6.1. Если у Вас есть отказ в регистрации, можете отправить его мне на электронную почту, я посмотрю насколько он правомерен
Или Вы еще на обращались в Росреестр?

6.2. Обратитесь к юристу данного ГБУ, не зря же он зарплату получает. Либо можете записаться на прием к специалистам управления Росреестра.

7.1. Чита!
В данной ситуации Документом-основанием внесения Записи в Реестр прав на недвижимое имущество будет являться Постановление Администрации муниципального образования по данному имуществу.

Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 13.04.2017 г.

8.1. Нет, не отвечает, потому что нет права оперативного управления. Право оперативного управления и ответственность наступают с момента государственной регистрации права.

8.2. Отвечает ли субъект, которому было передано недвижимое имущество актом приема-передачи, за его сохранность и содержание. Оперативное управление не было зарегистрировано.
Здравствуйте. Да отвечает если имущество было передано по акту приема передачи на основании распоряжения собственника имущества.

8.3. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в данном случае отвечает
Удачи Вам и всего доброго!

9.1. У вас нет же договора на оперативное управление, у вас только акт. Одно другого не подменяет. Это право регистрируется в Реестре недвижимости, в порядке ст.8.1 ГК РФ.

10.1. Объект, который не принят в эксплуатацию, не зарегистрированный в установленном порядке, не может быть объектом оперативного управления. Вы являетесь организацией, которая осуществляет технический надзор за ходом строительства, если я правильно вас понял. По договору подряда заказчиком строительства выступает муниципалитет, а подрядчиком – генподрядчик, который осуществляет строительство. Успешно решить Ваш вопрос можно только с юридической помощью. Всегда рад Вам помочь!

10.2. Достаточно странная постановка вопроса. По тексту – собственность не зарегистрирована, о каком оперативном управлении речь идет?

11.1. Военнослужащий получил жилье в 2011 году, из документов имеется на руках: св-во о гос. регистрации права (оперативное управление институт МВД), .договор соц. найма, договор передачи квартиры (но без печатей). Не можем подать на приватизацию. Может можно подать в суд о признании права собственности на основании этих документов?
Не понятно почему Вы не можете подать на приватизацию.

12.1. Проводите до регистрации.

13.1. Очень простой. Оформится дом в собственность региональную или федеральную, потом заказчик передаст подотчетному учреждению, организации данный дом, часть дома в оперативное управление, право зарегистрируется.

Читать еще:  Оформление дарственной на недвижимость близкому родственнику

14.1. Вам необходимо предоставить технические документы на водопровод, также документ на основании которого вы поставили на баланс водопровод.

14.2. А кто будет собственником?

15.1. С даты регистрации права оперативного управления в реестре. (ст. 153 ЖК РФ)

16.1. Нет, не нужно.

17.1. право собственности за муниципалитетом не зарегистрировано – А кто собственник?

18.1. Вам в БТИ, вносить изменения в техпаспорт или получать новый.

19.1. С момента регистрации права.

19.2. С момента подписания акта.

20.1. Да, обязательно получение нового свидетельства.

21.1. Вам нужно обратиться непосредственно в У.Ф.С.Г.Р – по данному вопросу.

22.1. Только с решения собственника заключайте договор аренды с помощью аукциона.

23.1. Да,оформлено правильно. Автономное учреждение не может иметь имущество на праве собственности, оно закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

24.1. Надо смотреть ордер, предположительно ордер выдан с правом на служебный наем или на социальный наем. Смотрите Постановления Правительства № 315 и 42.

25.1. Да, это возможно.

26.1. Беседки и асфальт регистрации не подлежат.

27.1. Вам необходимо обратится в министерство земельных и имущественных отношений.

29.1. Право оперативного управления- согласно ГК РФ:
Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

30.1. Кроме решения суда больше ничего не нужно.

Государственная регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Государственная регистрация права оперативного управления

Право оперативного управления возникает с момента произведения его госрегистрации (п. 5 постановления «О некоторых вопросах» от 29.04.2010 Пленума ВС РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22).

Данная процедура производится Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Для получения данной услуги необходимо обратиться с соответствующим заявлением в названный госорган лично или через уполномоченного представителя. Также можно представить документы через многофункциональный центр или с помощью официальных интернет-ресурсов: портала госуслуг или сайта Росреестра.

Сформировать заявление в электронном формате можно на данной странице сайта Росреестра. В рассматриваемом случае при выборе цели обращения в представленной форме выбирается пункт «Регистрация иного вещного права» и из выпадающего списка далее — «Права оперативного управления».

Обратите внимание! Заявителем в данном случае по общему правилу выступает юрлицо, получающее названное вещное право (подп. 1 п. 3 ст. 15 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Срок предоставления услуги составляет максимум (п. 1 ст. 16 указанного закона):

  • 7 рабочих дней, если документы подавались непосредственно в регистрирующий орган;
  • 9 рабочих дней при представлении документации через многофункциональный центр;
  • 3 рабочих дня — на основании заверенных нотариусом документов;
  • 1 рабочий день, если указанные в предыдущем пункте списка документы представлены в электронной форме.

Более подробно с содержанием данного вещного права можно ознакомиться с помощью статьи Право хозяйственного ведения и оперативного управления.

Регистрация права оперативного управления: размер госпошлины

Важно! За предоставление данной услуги взимается госпошлина в размерах, регламентированных подп. 22 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ. С учетом того, что получателями данной услуги являются юрлица, сумма пошлины составляет 22 000 руб.

Госпошлина за госрегистрацию права оперативного управления недвижимостью, находящейся в муниципальной или госсобственности, не взимается (подп. 4.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Перечень документов для регистрации права оперативного управления

Список необходимых документов для получения данной госуслуги:

  1. Заявление (рекомендуем ознакомиться с правилами его заполнения, см. приказ Минэкономразвития от 08.12.2015 № 920).
  2. Документы — основания возникновения права. К ним относятся (п. 1 ст. 17 закона «О госрегистрации»):
    • акт или иной распорядительный документ собственника о закреплении имущества за бюджетной организацией;
    • договор оперативного управления, если имущество передавалось на основании соответствующей сделки.
  3. Документы, подтверждающие личность (например, паспорт) и полномочия представителя правообладателя (например, доверенность, приказ и т. д.).
  4. Учредительная документация юрлица (по желанию).
  5. Документ, подтверждающий передачу недвижимого имущества (например, акт приема-передачи).
  6. Документ, подтверждающий закрепление имущества за бюджетным предприятием или приобретение права на него иным способом (договор, решение суда и т. д.).

Важно! Предоставление выписки из ЕГРЮЛ со стороны заявителя необязательно — Росреестр может сам запросить ее в порядке межведомственного взаимодействия в ФНС.

Итак, госрегистрация рассматриваемого в статье вещного права осуществляется на основании заявления правообладателя Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии. Общий срок проведения процедуры — до 10 рабочих дней. Госпошлина не уплачивается, если в оперативное управление передается имущество из муниципальной или госсобственности.

Что регистрируется первым за вновь построенным объектом недвижимости право оперативного управления или право собственности? Какое нарушение будет в том случае, если сначала зарегистрировано право оперативного управления?

Первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником). В приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

Ответственность за регистрацию первоначально права оперативного управления, а не права собственности не предусмотрена, однако территориальное подразделение Росреестра на основании закона может отказаться от регистрации права оперативного управления, при отсутствии регистрации права собственности на вновь построенный объект.

Обоснование:

Все основные положения о различных имущественных объектах, правах на них содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ). Владеть недвижимым имуществом можно не только на праве частной или общей собственности. Согласно ст. 296 ГК РФ различным учреждениям и предприятиям имущество может передаваться и в оперативное управление. Передаваемое имущество может быть, как движимым, так и недвижимым.

Статьей 131 ГК РФ предусматривается необходимость зарегистрировать такие права в отношении передаваемых объектов недвижимости в установленном порядке. Любые действия по регистрации недвижимых объектов осуществляются на основании положений ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее Закон № 218).

Под государственной регистрацией любых прав на недвижимые объекты понимается официальное признание, подтверждение факта существования этих прав, их возникновения, перехода, прекращения. По сути, регистрация – это юридический акт, совершаемый путем внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Данное определение дается законодателем в Законе № 218.

Гос. регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, устанавливающих наличие (возникновение, переход) прав на такое имущество, в частности: заявления о государственной регистрации, договора о передаче соответствующего имущества на праве оперативного управления; договора купли-продажи (в т. ч. государственного (муниципального) контракта); решения собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления; документов о гос. регистрации учреждения и его учредительных документов; документов об объекте недвижимости; других документов, предусмотренных законодательством. Это следует из пункта 6 статьи 131 Гражданского кодекса РФ. Однако следует учитывать, что первоначально, необходимо зарегистрировать право собственности за лицом, которое передает имущество в оперативное управление (собственником).

Читать еще:  Комиссия агентства недвижимости за аренду

Как разъяснено в п.5 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. При этом, в приказе Росрегистрации от 08.06.2007 № 113 также отражено, что учитывая положения статьи 299 ГК РФ, государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий (учреждений) на находящиеся в государственной собственности объекты недвижимого имущества рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Таким образом, если права на построенные объекты недвижимости не зарегистрированы за собственником, первоначально необходимо будет первоначально зарегистрировать право собственности на вновь построенный объект недвижимости.

Обязательным условием для регистрации завершенного строительством объекта недвижимости является наличие разрешения на ввод его в эксплуатацию (ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Для регистрации завершенного строительством объекта в территориальное подразделение Росреестра представляются следующие документы:

– заявление о государственной регистрации;

– документ об уплате госпошлины;

– копию документа, удостоверяющего личность заявителя, представителя организации-заявителя (выписка из ЕГРЮЛ в отношении организации-заявителя);

– документ, подтверждающий полномочия представителя организации-заявителя;

– копию устава организации-заявителя; копию свидетельства о госрегистрации организации-заявителя;

– копию документа, подтверждающего право собственности на земельный участок либо право пользования участком (аренды);

– копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

– копию разрешения на строительство, за исключением случаев, когда разрешение не требуется (ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ);

– кадастровый (технический) паспорт объекта незавершенного строительства, содержащий его описание.

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 17 июля 2015 г. № 02-07-10/41190 Об отражении в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо по вопросу порядка отражения в бюджетном учете объектов недвижимого имущества, до момента возникновения на них права оперативного управления, и сообщает.

В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» Министерством финансов Российской Федерации не рассматриваются по существу обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также не даются разъяснения действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем Департамент считает необходимым сообщить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) (статья 4) установлена обязательность государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

В соответствии с пунктом 1 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – государственная регистрация прав) – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с абзацем 5 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, право оперативного управления на недвижимое имущество в части земельных участков, участков недр и всех объектов, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений, предприятий как имущественных комплексов, а также иного движимого имущества в соответствии с иным законодательством Российской Федерации, возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно пункту 36 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – № 157н) принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (прекращения права).

Вместе с тем отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

В то же время в соответствии с пунктами 3 и 332 Инструкции № 157н информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного за ним на праве оперативного управления, в том числе в период оформления государственной регистрации права оперативного управления (далее – объекты недвижимости до регистрации) подлежит отражению на забалансовых счетах.

Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся у учреждения до регистрации, по мнению Департамента, следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Вместе с тем обращаем внимание, что изъятие информации об имуществе, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации указанного права за принимающей стороной (новым правообладателем) из данных бюджетного учета и отчетности (как по балансовым счетам, так и по забалансовым счетам) недопустимо.

Заместитель директора
Департамента бюджетной методологии
С.В. Сивец

Обзор документа

Право оперативного управления в отношении имущества, передаваемого учреждениям, возникает с момента его госрегистрации.

Согласно порядку ведения Единого плана счетов бухучета принятие и выбытие объектов, права на которые подлежат госрегистрации, производится на основании первичных документов с приложением тех, что подтверждают госрегистрацию.

Учет вещей до госрегистрации на балансовых счетах не предусмотрен.

Однако информация в денежном выражении о состоянии имущества, находящегося у учреждения, но не закрепленного на праве оперативного управления, в т. ч. в период оформления госрегистрации, отражается на забалансовых счетах.

Минфин России считает, что можно использовать забалансовый счет 01 “Имущество, полученное в пользование”.

Изъятие информации об объекте, который находится в государственной (муниципальной) собственности, в случае прекращения на него права оперативного управления у передающей стороны без регистрации за принимающей, из данных бюджетного учета недопустимо.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector