Виды объектов недвижимости для кадастрового учета

Виды объектов недвижимости для кадастрового учета

Объекты недвижимости. Объекты государственного кадастрового учета.

Объект недвижимости – объект, который связан с землей так, что его перемещение без соразмерного ущерба его назначению невозможно

-воздушные и морские суда (подлежащие государственной регистрации)

-жилые и не жилые помещения

-объекты незавершенного строительства

Государственный кадастровый учет – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведения о з/у, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах.

Объектами кадастрового учета являются:

а) земельные участки;

б) здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства;

в) границы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, населенных пунктов;

г) территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территорий.

Государственный регистратор прав. Ответственность государственного регистратора прав.

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Понятие кадастровой деятельности. Содержание кадастровых работ.

Кадастровая деятельность – это подготовка управомоченным лицом документов на объект недвижимого имущества, необходимых для государственного кадастрового учета.

Виды кадастровых работ:

§ согласование акта выбора,

§ разработка и согласование проекта границ земельного участка,

§ установление собственников и землепользователей земельных участков,

§ контурная или кадастровая съемка местности,

§ восстановление в натуру утерянных границ участков, вынос в натуру границ землеотвода,

§ составление и оформление межевого плана и землеустроительного дела (земдела),

§ подготовка документов для государственной регистрации сделок с недвижимым имуществ

Кадастровый инженер. Условия принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

1. Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

2. Обязательными условиями принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров являются:

1) наличие гражданства Российской Федерации;

2) наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки,

3) наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера не менее двух лет, в течение которых он под руководством кадастрового инженера принимал участие в подготовке и выполнении кадастровых работ

4) сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности;

5) отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;

6) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

7) наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера,

3. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров не вправе предъявлять к физическим лицам, претендующим на вступление в такую саморегулируемую организацию, требования, кроме тех, что установлены частью 2 настоящей статьи.

4. Проведение экзамена в целях подтверждения наличия у претендента профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности, организуется национальным объединением. Экзамен проводится в форме тестирования с применением автоматизированной информационной системы, проектирование и внедрение которой осуществляются национальным объединением. Экзамен принимается комиссией, формируемой национальным объединением (далее – комиссия). Порядок проведения экзамена, формирования и работы комиссии, в том числе порядок обжалования результатов экзамена, устанавливается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Вопросы тестовых заданий разрабатываются и утверждаются национальным объединением в соответствии с программой экзамена, утвержденной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, и размещаются на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в срок не позднее чем три рабочих дня с даты их утверждения. За прием экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются национальным объединением.

5. Информация о результатах экзамена подлежит размещению на официальном сайте национального объединения в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в срок не позднее чем три рабочих дня со дня проведения экзамена.

6. Решение о приеме физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров принимается такой саморегулируемой организацией в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров заявления физического лица и документов (информации), подтверждающих соответствие такого лица обязательным условиям принятия в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров, установленным частью 2 настоящей статьи. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров в течение одного рабочего дня со дня принятия указанного решения вносит сведения о таком физическом лице в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, а также направляет в орган государственного надзора сведения о внесении в реестр членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров соответствующих сведений в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

7. Организация прохождения стажировки физическими лицами осуществляется саморегулируемой организацией кадастровых инженеров в соответствии с правилами стажировки, установленными национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Правилами стажировки могут быть установлены особенности прохождения стажировки физическими лицами, ранее замещавшими должности в органе регистрации прав, в части определения перечня должностей, для которых срок стажировки может быть сокращен, но не более чем на один год.

8. Саморегулируемая организация кадастровых инженеров назначает руководителя стажировки в срок не более чем двадцать рабочих дней с даты поступления в такую саморегулируемую организацию заявления физического лица о прохождении стажировки и документов, установленных правилами стажировки, и в срок не более чем пять рабочих дней с даты назначения руководителя стажировки направляет в национальное объединение информацию о физическом лице, принятом для прохождения стажировки, а также размещает указанную информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

9. Контроль за стажировкой, в том числе за освоением программы стажировки, осуществляют руководитель стажировки и саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является руководитель стажировки, в соответствии с правилами стажировки.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1509 ;

Кадастровый учет объектов недвижимости: Все об объектах, сроках и стоимости постановки

Любой объект недвижимости должен находиться на кадастровом учете в ЕГРН (Едином Государственном Реестре). В противном случае невозможно будет его продать, подарить или обменять. Порядок работы проведения кадастрового учета, так же как и снятие с него, имеет свои особенности. Процедура регулируется государственными законами и проводится в определенные сроки.

Что входит в понятие кадастровый учет

Государственный кадастровый учет (ГКУ) имущества – это действия уполномоченного на выполнение данной деятельности органа, направленные на внесение в ГКН достоверных сведений об объектах недвижимого имущества. В паспорте указываются уникальные характеристики объекта, подтверждающие его как индивидуально-определенную вещь или доказывающие, что недвижимость уже прекратила свое существование. В государственный кадастр недвижимости можно вносить и иные сведения об имуществе, не противоречащие законодательству.

В процессе формирования документации на объект описываются:

  • Существенные свойства, признаки и отличительные характеристики;
  • Особенности составных частей (если они есть);
  • Размеры и границы объекта;
  • Геометрическая форма.

Кадастровые отношения на государственном уровне регулируются законом № 221-ФЗ от 24.07.2007 года “О Государственном кадастре недвижимости”

Объекты, подлежащие ГКУ

Объектами учета согласно вышеуказанного закона являются:

  • Земельные наделы, участки;
  • Здания, сооружения;
  • Незавершенные в процессе строительства объекты;
  • Места для машин;
  • Имущественные комплексы предприятий;
  • Частные дома;
  • Жилые помещения.

Кадастровому учету подлежат и старые дома – при сносе строения его владелец легко сможет снять его с регистрации в ЕГРН.

Основные виды процедур по учету

Кадастровый учет закрепляет право собственности на государственном уровне. Если данные об объекте есть в кадастре. то это значит, что государство подтверждает расположение объекта и права собственника на него. Проведенная процедура позволяет и правильно рассчитать налог на землю.

После проведения работ по оформлению кадастрового учета владелец земли, квартиры, дома или другого объекта может взять выписку из ЕГРН, согласно которой получает свидетельство о том, что его права зарегистрированы.

В ГКУ предусмотрено несколько типов процедур:

1) Постановка на учет

Законно провести сделку с объектом недвижимости невозможно, если свидетельство о праве отсутствует. Чтобы его получить, предварительно нужно провести кадастровый учет.

2) Снятие с учета

Требуется, если недвижимость полностью разрушена, что часто бывает при стихийных бедствиях или владелец провел снос старого строения.

3) Внесение изменений

В кадастровом паспорте должны быть отражены все изменения объекта, произошедшие в результате его перепланировки, изменении границ, пристройки верхних этажей.

Список документов, необходимый для ГКУ

Первоначально следует получить выписку из Росреестра, в которой отображается кадастровый номер объекта, его площадь, адрес, данные о собственнике

Получить выписку онлайн, то есть не выходя из дома, можно на нашем сайте ЕГРНка. Вся информация предоставляется на электронную почту. Услуга доступна как жителям Москвы, так и тем, кто проживает в самых отдаленных регионах РФ.

Учет объектов недвижимости проводится по заявлению гражданина, к нему необходимо приложить:

  • Межевой план надела;
  • Технический план на объект недвижимости;
  • Правоустанавливающий документ – дарственная, договор купли-продажи, справка о получении недвижимости в наследственную собственность;
  • Копии документов, подтверждающий категорию земельного надела и разрешенную область его использования;
  • Документ, подтверждающий личность собственника. Заниматься получением кадастрового учета может и поручитель, в этом случае на него требуется взять нотариально заверенную доверенность;
  • Если в ГКУ необходимо внести только изменения, то предоставляются документы, подтверждающие их;
  • Копию квитанции об оплате госпошлины.

На кадастровый учет ставится и недвижимость, приобретенная по ипотеке. В этом случае пакет документов дополняется договором ипотечного кредитования. Документы подаются в тот регион, где зарегистрирована рассматриваемая недвижимость, подлежащая регистрации.

Куда подаются документы

Кадастровым учетом находится в ведении Росреестра, поэтому заявление можно подать лично в этот орган. Можно сделать и иначе – через сайт Росреестра. Есть и другие способы:

  • Оформление через МФЦ;
  • Через портал госуслуг;
  • Заказным письмом на адрес Росреестра.

Если документы подаются через интернет, нужно приложить их сканированные образцы, а заявление заверить электронной подписью.

Длительность постановки

По закону срок постановки на учет либо снятия с него – до 10 суток. При обращении через МФЦ отсчитывается не с дня подачи заявления, а с дня передачи пакета документов в Росреестр.

Читать еще:  Покупка залоговой недвижимости у банка

В некоторых ситуациях изменения в Росреестр вносятся не самим владельцем участка, а на основании обращения других заинтересованных лиц. Срок рассмотрения заявления в этом случае – месяц.

На практики иногда рассмотрение заявления может быть по объективным причинам приостановлено, что соответственно увеличивает и оформление кадастрового учета.

Стоимость услуги

Государственный сбор за постановку на учет жилого строения с физических лиц согласно законодательству составляет 350 рублей. Для юридических лиц услуга обойдется 22 000 рублей.

Причины приостановки и отказа

Отказать в постановке на ГКУ или приостановить оформление могут, если:

  • В предоставленных заявителям данных выявлены несоответствия;
  • В оформлении обнаружены ошибки;
  • В пакете документов не хватает важных справок.

При проверке кадастрового паспорта может быть установлено, что межевой план не соответствует границам прилегающих наделов. Это приводит к наложению участков друг на друга или к появлению ничейных зон. В таких ситуациях требуется пересмотр границ надела.

Основания для отказа

Отказать в регистрации могут:

  • Гражданину, не имеющему по закону на это права;
  • Если рассматриваемый объект не относится к недвижимости;
  • В межевом или техническом плане отсутствует подпись кадастрового инженера;
  • Не соблюдено правило о максимальной или минимальной площади земельного надела;
  • Строение от других объектов не обособлено так, как полагается по закону.
  • Приостановление доходит до 3-х и больше месяцев.

Если дело гражданина приостановлено, то для его возобновления необходимо в срок до 3-х месяцев оспорить решение. За это время нужно пополнить пакет документов нужными справками. В противном случае выносится отказ.

Процедура обжалования отказа

При получении отказа в срок до 30 дней нужно обратиться в апелляционную комиссию. Состоит она из кадастровых инженеров и уполномоченных должностных лиц. Если и эта комиссия решит, что отказ правомерен, то можно обратиться в суд. Для обжалования требуется составить исковое заявление в 3-х экземплярах, оплатить госпошлину и собрать все подтверждающие право постановки на учет справки.

Основные вопросы, интересующие граждан о ГКУ

В каких случаях необходимо ставить недвижимость на учет?

Обязательно, если ранее она на учете не стояла. Также нужно знать, что если его площадь или иные характеристики были изменены или на земельном наделе выстроен новый дом, необходимо обновить сведенья.

Как документально подтверждается кадастровый учет?

Сведения отображаются в кадастровом паспорте и в выписке из ЕГРН.

Как проверить находится ли недвижимость на ГКУ?

Удостовериться в том, что объект уже находится на учете можно, запросив выписку из Росреестра.

Самые распространенные проблемы, возникающие при постановке?

Чаще всего возникают трудности, связанные с наложением границ расположенных рядом участков друг на друга. Ошибку можно исправить повторным проведением межевания.

Что будет, если не поставить объект на ГКУ?

Если кадастровый учет не проведен, то объект недвижимости нельзя будет продать, отдать в залог, обменять, подарить.

Кто имеет право обращаться?

Собственник на недвижимость, строение, частный дом, органы власти, в ряде случаев кадастровый инженер.

Проверить стоит ли объект недвижимости на учете или нет можно заказав выписку ЕГРН из Росреестра. В Справки будут отражены все характеристики объекта и его владельцы.

Что такое государственный кадастровый учет объектов недвижимости и как происходит занесение объектов в базу?

Кадастровый учёт – это внесение данных о недвижимости в общую государственную базу с описанием её характеристик (вида недвижимости, местоположения, площади и т.д.). Внесение данных об объекте в ГКН (Государственный кадастр недвижимости) подтверждает сам факт существования этого объекта.

Закон №218 – ФЗ « О государственной регистрации недвижимости», вступивший в силу с 1 января 2017 г., объединил Государственный кадастр недвижимости и Единый государственный реестр прав (в котором регистрировались права на недвижимость) в единую систему.

Был создан Единый государственный реестр недвижимости, в котором учитываются и систематизируются данные о недвижимом имуществе и правах на это имущество. Все действия, связанные с оформлением недвижимости, теперь производятся в рамках одной процедуры.

Кто осуществляет государственный кадастровый учёт?

В соответствии с законом №218 – ФЗ государственный кадастровый учёт и регистрацию прав теперь осуществляет ФГБУ «ФКП Росреестра» (подведомственная организация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) и его территориальные органы.

Виды объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственному кадастровому учёту не совпадает с классификацией гражданского кодекса.

К видам объектов недвижимости, подлежащих кадастровому учету, относятся:

  1. Земельные участки;
  2. Здания;
  3. Помещения;
  4. Сооружения;
  5. Объекты незавершённого строительства;
  6. Машино-места (гаражи);
  7. Единые недвижимые комплексы;
  8. Предприятия как имущественный комплекс.

Кадастровому учёту не подлежат морские и воздушные суда, космические корабли, участки недр, леса и многолетние насаждения.

Сроки и стоимость услуг

Непосредственно постановка на государственный кадастровый учёт осуществляется бесплатно. Госпошлину (в размере 2000 рублей для физического лица и 22000 рублей для юридического лица) нужно заплатить только за государственную регистрацию прав.

Стоимость услуги кадастровых инженеров по подготовке документов (подготовка планов помещений, межевание земельного участка, акты обследования и т.д.) очень сильно варьируются. В среднем подготовка документов для постановки на учёт жилого помещения будет стоить от 10.000 руб., жилого дома или нежилого помещения – от 25.000 руб., нежилого здания – от 50.000 руб.

Постановка на кадастровый учёт займёт от 5 до 12 дней с момента подачи заявления и всех необходимых документов (это зависит от того, где и каким способом подано заявление).

Но если в документах обнаружатся какие-нибудь неточности, этот срок может значительно растянуться. По некоторым обстоятельствам в постановке на учёт может быть отказано.

Этапы процедуры и состав необходимых документов

Первое, что нужно сделать – это заказать технический план для дома, здания или иного сооружения и межевой план для земельного участка.

Эти работы должен выполнить аккредитованный кадастровый инженер.

На сайте Росреестра есть перечень инженеров, допущенных к проведению этих работ. Также за техническим планом можно обратиться в БТИ (бюро технической инвентаризации).

Это самый длительный и дорогостоящий этап постановки на кадастровый учёт, и позаботиться о нём нужно заранее. Далее нужно подготовить весь пакет необходимых документов.

Список документов

  1. Документы, подтверждающие права на объект (свидетельство о приватизации, св-во о праве на наследство, договор купли – продажи, договор дарения, акт, изданный органами власти, судебное решение)
  2. Межевой план для земельного участка
  3. Технический план для капитального строения
  4. Документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определённой категории земель и виду разрешённого пользования

Следующий шаг – оплата госпошлины за регистрацию прав (присвоение кадастрового номера бесплатно!)

И наконец, подача заявления в фиксированной форме (формы заявлений есть на сайте Росреестра rosreestr.ru) с приложением паспорта заявителя, а также нотариально заверенной доверенности, если документы подаёт представитель заявителя.

Подать документы можно следующими способами:

  • Лично, в органах Росреестра;
  • По почте заказным письмом с уведомлением (в этом случае подпись заявителя нотариально удостоверяется);
  • На портале Госуслуг (документы заверяются электронной подписью);
  • Через МФЦ (многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг).

Последний этап – получение выписки из реестра после извещения о завершении процедуры.

Видео ниже расскажет вам о правильной постановке объекта недвижимости на кадастровый учет через сайт Росреестра:

Отказ в постановке на учёт

В постановке на кадастровый учёт будет отказано в случае, если:

  • Заявленное имущество не подходит под категорию «объект недвижимости» (помещение не обособлено от других помещений здания);
  • Какой-то из документов или форма заявления не соответствует требованиям закона;
  • Объект, заявленный на кадастровый учёт, образуется из другого объекта недвижимости путём раздела или выдела доли, не предусмотренных законом;
  • Объект образуется из объекта, сведения о котором в Едином государственном реестре недвижимости, носят временный характер;
  • С заявлением обратилось ненадлежащее лицо (не собственник и не его представитель);
  • Если межевой или технический планы заверены лицами, не имеющими данных полномочий.;
  • Обнаруженные в процессе проверки документов недостатки, не исправлены в предусмотренный для этого трёхмесячный срок.

Если причина для отказа в постановке на учёт не может быть устранена или отказы следуют один за другим, можно обратиться с обжалованием решения об отказе в суд.

Постановка на кадастровый учёт через суд

Решение об отказе можно сразу обжаловать в суде, если же вынесено решение о приостановлении, его сначала нужно обжаловать в Апелляционной комиссии, которые созданы при Росреестре. Их адреса и контактные данные есть на сайте Росреестра.

ВНИМАНИЕ! Заявление об обжаловании должно быть подано в течение 30 дней со дня вынесения решения. Комиссия рассмотрит его в течение месяца. Повторно подавать заявление об обжаловании, касающееся одного и того же объекта, нельзя. В случае отказа комиссии в удовлетворении заявления, снова остаётся обращение в суд.

Если указанные недочёты не могут быть исправлены, если отказы или приостановления повторяются многократно, если причины отказа остаются не ясными или заявитель не согласен с ними, закономерным решением становится обращение в арбитражный суд. Судебная практика по подобным делам достаточно обширна, и подобные дела довольно часто заканчиваются решением в пользу граждан.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости?

С заявлением о снятии с учёта может обратиться правообладатель, а в случае судебного решения – заинтересованное лицо.

Процедура снятия с учёта похожа на процедуру постановки на учёт.

Необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением, в котором указывается причина снятия с учёта и кадастровый номер объекта.

Необходимо предоставить копию свидетельства о собственности, кадастровый паспорт и акт обследования объекта, который должен подготовить аккредитованный кадастровый инженер.

В случае обращения в суд, кадастровые работы не производятся. В этом случае основанием для снятия объекта с учёта является судебное решение. Это касается случаев неправомерной постановки на кадастровый учёт, отсутствия реакции правообладателя на прекращение существования объекта, требования об отмене кадастрового учета незаконно построенного сооружения одновременно с требованием его сноса.

ВАЖНО! До тех пор, пока объект не снят с кадастрового учёта, он считается существующим, и на него начисляются налоги.

Основания для снятия с кадастрового учёта

  • Уничтожение объекта;
  • Разрушение объекта, в результате чего он теряет своё функциональное назначение;
  • Разрушение части здания, в результате чего в нём уже не существует отдельное помещение;
  • Судебное решение, отменяющее постановку объекта на учёт;
  • Раздел объекта на два (или более) новых объекта недвижимости.

МФЦ и Госуслуги

Услугу по кадастровому учёту можно получить не только в офисах Росреестра, но и в МФЦ (многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг), которые есть в каждом городе и оказывают услуги по принципу «одного окна».

Список и адреса всех МФЦ есть на сайте Росреестра.

На портале «Госуслуги» можно ознакомиться с полным описанием процедуры кадастрового учёта, перечнем документов, адресами предоставления услуги, сроках, основаниях и т.д., а также подать жалобу на некачественное предоставление услуги.

Читать еще:  Уменьшение налоговой базы на недвижимость

На сайте «Госуслуги» также можно заказать выдачу кадастрового паспорта онлайн.

Нюансы процедуры внесения изменений в кадастр недвижимости

Сведения, внесённые в кадастр, могут со временем меняться, и все изменения должны быть зафиксированы в кадастре. Это обязанность собственника. Процедура внесения изменений похожа на первичное внесение сведений в реестр недвижимости, однако существуют некоторые нюансы.

В частности, к перечню документов, перечисленных для внесения недвижимости в реестр, добавляются документы, официально подтверждающие наступившие изменения (решение местной администрации об изменении адреса, судебное решение об изменении кадастровой стоимости, постановление муниципалитета о переводе или разрешённом использовании земельного участка и т.д.) и свидетельство о госрегистрации права собственности, полученное ранее.

Тонкость состоит в том, что перечень документов, необходимых для внесения изменений данных об объекте, чётко в законе не определён, поэтому лучше будет проконсультироваться с сотрудником Росреестра, какие документы нужно предоставить в каждом индивидуальном случае.

Внесение изменений производится бесплатно. Но госпошлину придётся заплатить, если есть необходимость получить на руки кадастровый документ. Она составит от 300 до 800 руб. в зависимости от документа.

Приостановление кадастрового учёта

В отличие от отказа в постановке на учёт, приостановление предполагает, что обнаруженные в процессе проверки документов недостатки можно исправить. Как правило, приостановление происходит по следующим причинам:

  • недостаточность предоставленных документов;
  • полное или частичное совпадение в местоположении двух объектов;
  • граница земельного участка пересекает границу населённого пункта.

Осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – это действия уполномоченного государственного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, подтверждающий существование такого имущества либо прекращения его существования.

Государственный кадастровый учет является государственной услугой, предоставляемой органом кадастрового учета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» и иными нормативными правовыми актами.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в связи с образованием или созданием данных объектов недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Проведение кадастрового учета объектов недвижимого имущества осуществляется на безвозмездной основе.

С заявлением о постановке на учет объектов вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица с приложением документов, необходимых для осуществления кадастрового учета:

– заявление о постановке на государственный кадастровый учет;

– документ, удостоверяющий личность заявителя (представителя заявителя);

– документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

– межевой план в отношении земельных участков или технический план для объектов капитального строительства;

– копия разрешения на ввод объекта учета в эксплуатацию для объектов капитального строительства;

– декларация об объекте недвижимости, созданном на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке, если заявителем является гражданин, обладающий правом собственности на земельный участок, правом пожизненного наследуемого владения или правом постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, в пределах которого расположен указанный объект учета.

По результатам проведения государственного кадастрового учета сведения об объекте недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер.

Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости либо иные лица, предусмотренные Законом о кадастре.

С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.

Основанием для снятия с государственного учета объекта капитального строительства является заявление о снятии с государственного учета объекта учета и акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета.

В отношении земельного участка предусмотрено снятие с кадастрового учета при преобразовании (выдел, раздел и т.п.) земельных участков, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Осуществление кадастрового учета объектов недвижимости необходимо при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с целью образования, изменения или прекращения существования объектов недвижимости в качестве объектов гражданских прав

Какие объекты подлежат кадастровому учету — тонкости и нюансы

Перед регистрацией имущества (земли, сооружения, дома или прочих объектов недвижимости) важно разобраться с актуальностью такой работы. Стоит уточнить, какие объекты подлежат кадастровому учету, и в чем тонкости такой процедуры. Начнем с того, что правовая основа государственного учета недвижимости оговорена в ряде документов — Конституции, ЗК и законе о госрегистрации имущества. Кроме того, нюансы государственного кадастра прописаны и в ряде других законах и правовых актах России.

Кадастровый учет — мероприятия, направленные на включение в госреестр недвижимости информации о тех или иных объектах. Сведения об учтенных сооружениях формируют ЕГРН. Без указания данных в госреестре оформить бумаги на имущество не получится. Это касается любого объекта, будь то гараж, жилое здание или квартира. Процесс оформления таких сооружений зависит от учета ЗУ, где они построены.

Какие объекты подлежать кадастровому учету — список

В законе о госрегистрации недвижимости указан перечень имущества, которое подлежит регистрации:

  • Земельные наделы.
  • Сооружения и помещения.
  • Незавершенные постройки.
  • Места для транспорта.
  • Цельные недвижимые комплексы.
  • Организация (если она выступает в роли имущественного комплекса).

Кроме того, постановке на кадастровый учет подлежат многоквартирные жилые здания, а также линейные объекты. К последним относятся тепловые и газовые трассы, железные и автомобильные дороги. Регистрация необходима, ведь оформление дарственной, мены, аренды, купли-продажи и прочие действия выполняются только после постановки на кадастровый учет.

Какие объекты недвижимости не подлежат кадастровому учету?

С учетом сказанного напрашивается следующий вывод — если объект прочно связан с земельным участком, он подлежит регистрации. Чтобы точно позиционировать имущество, как недвижимость, важно учитывать его назначение. Также учитываются и обстоятельства, при которых возводился объект. К примеру, применение твердой основы (гравия, щебня и прочей) при создании автомобильной дороги является гарантией выравнивания поверхности. При этом в объекте нельзя выделить самостоятельных свойств, а только качества, улучшающие характеристики.

Если сравнить упомянутый объект со зданиями, в его составе нет конструктивных элементов. Это значит, что в случае перемещения риск разрушения отсутствует. Следовательно, такие объекты не подлежат кадастровому учету. Это же касается и других элементов конструкции — стен, фундамента, перекрытий, перегородок и прочих. Упомянутые объекты не относятся к недвижимости, а, значит, и регистрировать их не требуется.

Не относятся к самостоятельным сооружениям навесы, модульные конструкции, емкости, ограждения, бетонные или каменные стены. Этот перечень можно также дополнить шиферной кровлей, причальными стенками, мелиоративными или иными сооружениями. Если человек передал заявление о постановке имущества на кадастровый учет, а последнее не относится к недвижимости, его регистрация останавливается.

Перед обращением в Росреестр для постановки имущества на учет важно установить следующие нюансы:

  • Возможность отнесения к категории недвижимости.
  • Наличие особого назначения — хозяйственного (функционального).
  • Шанс выступать в гражданском обороте в виде самостоятельного объекта гражданских прав.

Что еще подлежит кадастровому учету — многоквартирные дома

Регистрации в Росреестре подлежат не только перечисленные выше объекты, но и придомовой участок многоквартирного здания. Ранее такая процедура представляла ряд трудностей для владельцев квартиры. Сегодня для упрощения процедуры Госдумой принят законопроект, позволяющий хозяину недвижимости самому оформлять права собственности на часть придомовой территории.

По законодательству РФ заявление о создании придомового ЗУ вправе подать только один из владельцев квартир. Речь идет о представителе, выбранном хозяевами других объектов недвижимости в многоэтажном доме. После внесения правок в законодательстве любой из владельцев недвижимости вправе оформить такое заявление, а другие хозяева квартир не могут запретить проведение таких действий.

Существует еще одна сложность, которая касается границ ЗУ возле многоквартирных объектов. В большинстве случаев они не определены и не зарегистрированы в кадастровом органе. Это значит, что владельцы помещений (жилых и нежилых) не смогут оформить право на часть придомового ЗУ.

В результате возникает ситуация, когда права хозяев квартир оказываются нарушены. Представители Госдумы РФ поясняют такую ситуацию бюрократией и необходимостью оформления большого объема документации. «Палки в колеса» часто ставят местные органы власти, которые не хотят делиться с людьми земельными наделами возле многоэтажного дома. Внедрение нового законопроекта позволяет решить возникшие трудности. В новых правилах указан период рассмотрения заявки владельца, а также сроки создания межевого плана. Здесь же указываются временные промежутки, необходимые для постановки объекта на кадастровый учет. Общий срок, затрачиваемый на процесс оформления, составляет до двух месяцев.

Порядок регистрации

Выше рассмотрено, что подлежит кадастровому учету, и какие объекты можно не вносить в реестр. Если имущество нуждается в регистрации, требуется оформить заявление и передать его для рассмотрения в кадастровый орган. Далее в течение 14 суток требуется передать остальной пакет бумаг. Этот период не подлежит изменению даже в том случае, когда заявитель передает документацию из других источников. Чтобы избежать проволочек по времени, рекомендуется подготовить документы заблаговременно.

Если исходить из порядка оформления документации, внесение любых правок приводит к необходимости правок в главном реестре. К примеру, в случае смены владельца придется получать новую выписку (ранее — кадастровый паспорт). Также при разделе или объединении земельных наделов и иных территорий все данные вносятся в базу данных кадастровой палаты.

Вне зависимости от причины обращения порядок постановки объекта на кадастровый учет остается неизменным:

  • Готовится необходимый пакет бумаг.
  • Посещается местный орган госреестра, который отвечает за недвижимость.
  • Заполняется заявления и передается вместе с подготовленной документацией.
  • Сохраняются расписки о получении бумаг.
  • Выдается результат в назначенный день.

Что потребуется?

Часто знания, какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету, недостаточно. Многое зависит от оперативности сбора документации и ее предоставления в уполномоченный орган. Так для регистрации объекта недвижимости требуется подготовить:

  • Паспорт хозяина или доверенной стороны.
  • Заявление (оформляется по утвержденной форме). Важно внести сведения корректно и с учетом действующей документации.
  • Техплан или межевой план. Первый требуется при постановке на учет недвижимости, а второй — земельного участка.
  • Правоустанавливающие бумаги на объект.
  • Нотариальная доверенность (требуется в случае, если бумаги передаются заявителем).
Читать еще:  Лизинг жилой недвижимости для юридических лиц

В роли подтверждающих права владельца документов применяются следующие бумаги — свидетельства о наследовании, ренте, обмене, приватизации, дарении, долевом участии и прочие.

В случае внесения правок в уже имеющиеся данные, к пакету бумаг прикладывается свидетельство об оформлении госрегистрации. Для снятия имущества учета требуется приложить акт, составленный в процессе его обследования. Что касается техплана или межевого плана, он оформляется с привлечением специалистов, имеющих лицензии на выполнение подобного рода работ.

Когда вероятен отказ?

Иногда возможны ситуации, когда с постановкой объекта на кадастровый учет возникают трудности. В результате заявитель получает отказ в оформлении услуги. Такое возможно при ряде обстоятельств. К примеру, если имущество не относится к категории недвижимости или жилого помещения. Также отказ вероятен, если в переданной документации имеют место ошибки, или человек не исправил недочеты в установленный срок.

Кроме того, регистрация не проводится при наличии ошибок в вопросе межевания земель (без соблюдения законодательства), а также при невозможности специалистом получить доступ к объекту. Возможны ситуации, когда при разделении территории назначение вновь полученных участков поменялось. В таком случае также выдается отказ, после которого можно исправить ошибки или подать иск в суд.

Виды объектов недвижимости для кадастрового учета

На основании Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет недвижимого имущества подразделяют на: кадастровый учет земельных участков и кадастровый учет объектов капитального строительства [6].

Органом, который осуществляет государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости выступает Росреестр.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества (далее – государственный кадастровый учет) осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете, если иное не установлено законодательством.

1. Кадастровый учет земельных участков.

Для постановки на учет земельного участка необходимо предоставить следующий перечень документов:

· межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

Межевой план – документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. В нем воспроизведены определённые, внесённые в государственный кадастр недвижимости, сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

? копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

? документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

? копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

? копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

? копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений категории земель, к которой отнесен земельный участок);

? копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка).

2. Кадастровый учет объектов капитального строительства.

Кадастровый учет объектов капитального строительства осуществляется в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Одним из документов предоставление, которого необходимо для осуществления кадастрового учета ОКС, является технический план.

Технический план представляет собой документ, в котором указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет указанных объектов капитального строительства либо для учета изменений такого ОКС (Приложение А).

Помимо технического плана при постановке на кадастровый учет в орган кадастрового учета также необходимо предоставить следующие документы:

? акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

? документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

? копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

? копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

? копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением сведений о назначении такого здания или помещения) [19].

Способы подачи заявлений и документов, необходимых для осуществления кадастрового учета.

Заявления и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости могут быть предоставлены заявителями:

– лично в местах приема заявителей территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– посредством почтового отправления на почтовый адрес для приема заявлений и документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования [12].

Заявление и документы, направленные на иной почтовый адрес территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела) не рассматриваются как заявление и документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета.

Выдача заявителям документов, подготовленных по результатам осуществления кадастрового учета

При постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости ОКУ, обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку:

? кадастровый паспорт объекта недвижимости (при постановке на учет такого объекта недвижимости);

? кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в ГКН при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости);

? кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в ГКН при кадастровом учете сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав (при учете части такого объекта недвижимости);

? кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в ГКН сведения о прекращении существования такого объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).

? решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета;

? решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

Согласно статье 26 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» основаниями для приостановления осуществления кадастрового учета являются случаи когда:

– имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости (за исключением случаев, если при осуществлении такого кадастрового учета вносятся изменения в указанные кадастровые сведения)

– местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней);

– не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

– заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

Согласно статье 27 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета если:

– имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре;

– объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;

– объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;

– с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;

– истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;

– технический план или акт обследования заверен подписью неправомочного лица;

– ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе [6].

Кадастровый учет земельных участков и объектов капитального строительства связаны между собой. Ведь для того, чтобы поставить на учет объект капитального строительства необходимо прежде осуществить учет земельного участка, на котором этот объект расположен. Сходство и взаимосвязанность двух этих процессов стали одной из причин передачи полномочий по осуществлению учета объектов капитального строительства органам кадастрового учета.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector