Закон о снижении налога на недвижимость

Закон о снижении налога на недвижимость

Уменьшение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц

Добрый день. Мне друзья прислали сообщение следующего содержания:

«Не забудьте до 1 ноября подать заявление на льготу на налог на имущество по своей собственности (- 20 кв.м. квартира, – 50 кв.м.дом, – 6 соток по участку – налог на землю). Мало кто знает, что Путин подписал такой Указ. Каждый россиянин имеет право на уменьшение налоговой базы на эти цифры. По всем трём единицам имущества. Но по 1 из каждой категории. Если квартиры 2, то выбирайте ту, что выгоднее для Вас по кадастровой стоимости одного метра).»

Действительно ли можно получить указанные в сообщении льготы по налогам на имущество? Нужно ли подавать заявление на вычет по имущественным налогам до 1 ноября?

Ответ юриста

Граждане, в отношении принадлежащего им имущества, обязаны уплачивать три налога:

  1. Налог на имущество (за квартиры, комнаты, жилые дома и доли в указанном имуществе, гаражи и машино-места, а также за иные здания, строения и помещения).
  2. Земельный налог (за земельные участки).
  3. Транспортный налог (за машины, мотоциклы, вертолеты водный транспорт и иные транспортные объекты).

В отношении каждого из указанных выше налогов власти могут установить льготы, полностью или частично освобождающие граждан от уплаты данного платежа.

Относительно указанных вами значений в виде 20 кв.м. на квартиру и 50 кв.м. на дом необходимо отметить следующие. Это не льгота, а налоговые вычеты, которые применяются при расчете налога на имущество по кадастровой стоимости. Объясним подробнее. В настоящий момент практически все субъекты РФ перешли на исчисление налога на имущество исходя из кадастровой стоимости (ранее налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости). При расчете налога указанным способом применяются следующие налоговые вычеты:

  • 50 кв.м. для жилого дома.
  • 20 кв.м. для квартиры, части жилого дома.
  • 50 кв.м. для жилого дома (включая жилые строения на дачных участках).

Суть льготы состоит в том, что общая кадастровая стоимость квартиры, комнаты или дома уменьшается на указанные налоговые вычеты. Таким образом, налог платится не с общей стоимости, а разницы. Например, квартира площадью 50 кв.м. имеет кадастровую стоимость 5 250 000 руб. Стоимость одного квадратного метра составляет 105 000 руб. Налог будет рассчитываться не со всей площади в 50 кв.м., а лишь с 30 кв.м. (50 – 20). То есть, не с 5 250 000 руб., а с 3 150 000 руб.

Данные налоговые вычеты применяются в отношении каждого объекта недвижимости, принадлежащего гражданину. То есть, если вы имеете 2 квартиры и два загородных дома, то по каждому из указанных объектов будут применены вычеты. Отдельного заявления для получения указанных вычетов не нужно. Налоговый орган самостоятельно учтет данные вычеты при расчете налога.

Стоит отметить, что порядок расчета налога, с учетом указанных выше налоговых вычетов, утвержден пп.3-5 ст. 403 НК РФ.

Что касается выбора объекта налогообложения для применения льгот

Порядок выбора объекта имущества для применения льгот и указание его в заявлении, сдаваемом впоследствии в налоговый орган, производится только в том случае, если владелец имущества относится к категории льготников. В настоящий момент полное освобождение от уплаты налога на имущество в отношении каждого объекта имущества (квартиры, дома, гаража, хозпостройки) предусмотрено для:

  • Героев СССР и РФ.
  • Кавалеров ордена Славы трех степеней.
  • Инвалидов 1 и 2 группы инвалидности, а также инвалидов с детства и детей-инвалидов.
  • Участников войны, боевых операций, ветеранов боевых действий.
  • Чернобыльцев и граждан РФ, подвергшихся радиации вследствие аварии на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  • Лиц, участвовавших в испытании ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  • Военнослужащих, в том числе уволенных со службы граждан (продолжительность службы не менее 20 лет).
  • Членов семей военнослужащих, потерявших кормильца.
  • Пенсионеров.
  • Иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ.

Что касается 6 соток по участку

Льгота, в виде освобождения от налогообложения 6 соток земли, предоставляется только определенной группе граждан, отнесенных к числу льготников (п.5 ст. 391 НК РФ). Воспользоваться данной преференцией могут:

  • Герои СССР и РФ.
  • Кавалеры ордена Славы трех степеней.
  • Инвалиды 1 и 2 группы инвалидности, а также инвалиды с детства и дети-инвалиды.
  • Ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий.
  • Чернобыльцы и граждане РФ, подвергшиеся радиации вследствие аварии на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
  • Лица, участвовавшие в испытании ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах.
  • Пенсионеры.
  • Многодетные семьи.

Данная льгота применяется в отношении одного земельного участка по выбору гражданина. Уведомление с выбранным земельным участком, в отношении которого будет применена льгота, необходимо сдать в налоговый орган до 31 декабря. Если уведомление не будет предоставлено в налоговый орган, то ИФНС самостоятельно применит льготу в отношении участка с наибольшей суммой налога.

Закон подписан: новый расчет налога на имущество с 2019 года. Кому оставили льготы?

Президент подписал закон о новом порядке расчета налога на имущество физических лиц. Со вступлением нового закона в силу в России меняется порядок расчета налога, который платят граждане за свою недвижимость: дома, квартиры, земельные участки, гаражи и машино-места. Как теперь будет рассчитываться налог на имущество граждан России, начиная с 2019 года? Какой коэффициент применяется при расчете налога? Как будет применяться кадастровая стоимость при налогообложении недвижимости? Кому и какие льготы предусмотрены при уплате налога на имущество – квартиру, земельного участка, машино-места. Новая формула расчета налога на имущество, начиная с 2019 года. Примеры расчета налога на имущество.

Данный документ призван сдержать рост платежей собственников, вызванный кадастровой реформой. Сделать это по итогам своего Послания Федеральному Собранию глава государства поручил в марте этого года. Ранее уже сообщалось, что ведется работа по пересмотру расчета налога на имущество.

Как расчет налога ведется с 2015 по 2018 гг

Напомним, что поэтапный переход на расчет налога не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости недвижимости, которая ближе к рыночной, начался в нашей стране в 2015 году. За это время реформа стартовала в 64 регионах. Формула исчисления налога подразумевала ежегодное увеличение платежа на 20 процентов.

Авторы нововведения рассчитывали на то, что в первый год применения кадастровой стоимости граждане будут платить налог с повышающим коэффициентом 0,2, затем 0,4, 0,6, 0,8 соответственно.

И только с пятого года налог должен был уплачиваться в полном объеме. Однако реформа привела к резкому увеличению налоговой нагрузки на собственников недвижимости. Они начали массово оспаривать результаты кадастровой оценки в судах и комиссиях при Росреестре.

На это обстоятельство обратил внимание президент. В 28 регионах, включая Москву и Подмосковье, Татарстан, Новосибирскую, Новгородскую области, где реформа стартовала в 2015 году, повышающий коэффициент успел вырасти до 0,6.

Еще в 21 субъекте, который перешел на новые правила чуть позже, он увеличился до 0,4. Нагрузка на владельцев недвижимости стала еще более ощутимой и недовольных прибавилось.

Новый порядок расчета налога на имущество с 2019 г.

Новый документ предполагает отказ от применения коэффициента 0,8 в формуле расчета налога. То есть коэффициент будет доходить до значения 0,6 и больше расти не будет.

Кроме того, поправки вводят ограничение в 10 процентов в части увеличения суммы налога к платежу за предыдущий год. Также они исключают возможность пересчета налога “задним числом”, если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

Что же касается оспаривания результатов кадастровой стоимости, то в том случае, если налогоплательщик сумел доказать, что она была рассчитана неверно, закон предписывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость.

Причем не с того года, в котором было подано заявление о несогласии с результатами оценки, а с момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество по кадастровой стоимости теперь ограничено 10 процентами.

Формула расчета и пример расчета налога


Новые понижающие коэффициенты

В 2019 году вся Россия переходит на исчисление налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. По этому принципу налог на имущество начали исчислять с 2015 года в первых 28 регионах. С 2016 года к ним добавился 21 регион, а в прошлом, 2017 году — еще 15 субъектов РФ.

Максимальная ставка налога составляет 0,1% от кадастровой стоимости объекта обложения. Но для комфортного перевода плательщиков на новую систему расчетов, чтобы избежать резкого увеличения суммы налога, была разработана система исчисления налога с понижающими коээфициентами. Каждый год коэффициент увеличивается, а вместе с ним растет и сумма налога, в частности:

  • для регионов которые перешли на кадастровую стоимость с 2015 года, коэффициент за налоговый период 2017 года — 0,6;
  • для регионов с 2016 года — коэффициентом 0,4;
  • для регионов с 2017 года — коэффициент 0,2.

Рост составляет по 20% в год. Но Владимир Путин еще в конце прошлого года предложил уточнить механизм начисления налога на имущество физлиц, поскольку кадастровая стоимость, по которой начисляется налог, часто превышает рыночную. “Кадастровая стоимость недвижимости зачастую значительно превышает рыночную. Мы так не договаривались”, — сказал тогда глава государства. И вот уже есть действующий закон, вступивший в силу с 4 августа, но распространивший действие на правоотношения прошлых лет. Поправки внесены в статью 408 НК РФ, и теперь сумма налога на имущество физлиц будет расти не более чем на 10% в год по сравнению с предыдущим годом. Для этого за 3 первых налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения будет применяться специальная формула с понижающим коэффициентом, который будет равен:

  • 0,2 — применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 НК РФ;
  • 0,4 — применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости;
  • 0,6 — применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости.

Начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется по кадастровой стоимости, исчисление суммы налога производится без учета формулы и понижающих коэффициентов, а его рост не должен превышать 10% в год. В 2018 году это правило будет применяться в 28 субъектах РФ, где налог исчисляется с коэффициентом 0,6.

Налог для физлиц – владельцев частей жилых домов, гаражей и машино-мест

Сообщается, что по отдельным объектам недвижимости Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации” снижен налог на имущество физлиц (информация ФНС России от 14 августа 2018 г.).

Читать еще:  Общие сведения об объекте недвижимости

Так, для частей жилых домов установлен необлагаемый вычет в размере кадастровой стоимости 20 кв. м, ограничена предельная налоговая ставка не более 0,3% исходя из кадастровой стоимости, а также введена федеральная льгота, которая освобождает от уплаты налога на один объект.

Кроме того, введены единые условия налогообложения гаражей и машино-мест независимо от их места нахождения. Отменены особенности налогообложения гаражей и машино-мест в торгово-офисных объектах. Прежде они облагались по предельной налоговой ставке 2%, и к ним не применялись федеральные налоговые льготы. Теперь для таких гаражей и машино-мест, как и для иных аналогичных объектов, будет действовать предельная налоговая ставка не более 0,3%, а также федеральная льгота, освобождающая от уплаты налога.

Перечисленные изменения, как улучшающие положение налогоплательщиков, действуют с налогового периода 2017 года.

Новый порядок перерасчета суммы налога в результате ошибок

Также Федеральный закон предусматривает новый порядок перерасчета платежей в случае ошибочной кадастровой стоимости. Измененная оценка будет применяться не с года подачи заявления об оспаривании, а с момента ошибки в оценке имущества. Соответствующие поправки внесены в статью 409 НК РФ. И это даст возможность налогоплательщикам снизить суммы налога за прошлые периоды, если кадастровая стоимости их недвижимости оказалась завышена.

Новые льготы и вычеты

Теперь налогоплательщики получили право сделать вычет из налоговой базы в размере величины кадастровой стоимости 20 кв. метров общей площади не только в отношении квартиры, но и части жилого дома. Предусмотрен вычет и в отношении части квартиры, но он в 2 раза меньше и составляет всего 10 кв.метров. Аналогичный порядок предусмотрен в отношении налогообложения комнат. А в статью 407 НК РФ добавили льготников по данному налогу, и теперь налоговую льготу могут получить дети-инвалиды.

При принятии закона было озвучено, что в результате начала действия всех этих поправок в НК РФ бюджет России недополучит около 6 млрд. рублей. А это значит, что налогоплательщики-граждане реально смогут сэкономить.

Налоговые льготы на имущество для категорий граждан

Надо учесть, что ранее собственники гаражей и машино-мест, расположенных в офисных и нежилых зданиях бытового назначения, при расчете налога не имели права претендовать на льготы и пониженные налоговые ставки в отличие от владельцев таких же объектов, расположенных в жилых домах. Теперь налоговые преимущества распространяются и на них.

Закон гарантирует, что положениям о новых налоговых льготах придается обратная сила. То есть будет производиться возврат налога или перерасчет. С 2015 года – в отношении налоговых льгот для детей-инвалидов, с 2017 года – по налогообложению гаражей и машино-мест, расположенных в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения.

Разумеется, закрепленные законом изменения могут привести к выпадению доходов региональных бюджетов в 2018 году в шесть миллиардов рублей. И это признают в Федеральной налоговой службе.

В то же время, правительство РФ, давая положительное заключение по поправкам, согласилось, что недополученные доходы должны быть компенсированы из федерального бюджета. Об этом рассказал глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

По данным Росреестра, за шесть месяцев этого года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели почти 13 тысяч заявлений граждан в отношении более чем 20,2 тысячи объектов.

Причем свыше 60 процентов решений были приняты в пользу граждан. По сравнению с таким же периодом прошлого года число заявлений тех, кто не согласился с результатами кадастровой оценки своих земельных участков, квартир и домов, уменьшилось на 22 процента.

Как известно, до 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости в России определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти.

Всю ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

Теперь кадастровая оценка будет проводиться по единой методике на всей территории России. Новый механизм направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости, отмечают в Росреестре.

Также данный закон предусматривает переход на новые правила с 2020 года. Но регионы по своему желанию могут сделать это уже в 2018 году. По данным Росреестра, такое решение уже приняли региональные власти 36 регионов.

Порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости

C 1 января 2019 года порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости будет изменен. Соответствующий закон подписан Президентом РФ и опубликован в пятницу 3 августа на официальном интернет-портале правовой информации (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ “О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налоговогокодекса Российской Федерации”).

Закон вводит единые правила применения кадастровой стоимости при определении налоговой базы по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физлиц. С 2019 года налогообложение недвижимости будет осуществляться только на основании кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН. А также в случае ее изменения в результате установления рыночной стоимости объекта недвижимости по решению комиссии при органе Росреестра или суда.

В случае изменения качественных или количественных характеристик объекта налогообложения, корректировка кадастровой стоимости будет учитываться со дня внесения сведений в ЕГРН, являющихся основанием для корректировки. При исправлении в ЕГРН технической ошибки или ее уменьшения в связи с исправлением других ошибок, новая измененная кадастровая стоимость будет применяться с той даты, с которой применялись сведения об ошибочной кадастровой стоимости. Если указанная стоимость изменится на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или суда, то сведения об измененной стоимости будут учитываться с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости при определении налоговой базы.

Такие правила будут применяться в отношении сведений об изменении кадастровой стоимости, внесенных в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

О снижении имущественных налогов для арендодателей в обмен на поблажки для арендаторов

ФНС России даны рекомендации по снижению имущественных налогов для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса.

Статья 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ предусматривает обязанность арендодателя заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, в отношении договоров аренды, заключенных до принятия решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; а также право арендатора потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 рекомендовано предоставить юрлицам и ИП – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы, меры поддержки по уплате имущественных налогов за период, на который предоставлена отсрочка.

В этой связи обращено внимание, в частности на следующее:

  • для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, следует использовать перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;
  • при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия: соответствие объекта налогообложения определенным условиям; период действия налоговой льготы с учетом действия отсрочки уплаты арендных платежей; размер и основания налоговой льготы.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 9 апреля 2020 г. N БС-4-21/5994@

О РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 03.04.2020 N 439 МЕРАХ ПОДДЕРЖКИ,

КАСАЮЩИХСЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ,

НАХОДЯЩИХСЯ В АРЕНДЕ

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением, меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Направляем рекомендации по вопросам реализации мер поддержки, касающихся уплаты налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога (в части установления налоговых льгот) по объектам недвижимости, находящимся в аренде.

Оперативно доведите рекомендации до налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения имущества, а также до органов государственной власти субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований.

к письму ФНС России

от “__” _________ 2020 г. N _______

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПОДДЕРЖКИ, КАСАЮЩИХСЯ УПЛАТЫ

НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ, НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА (В ЧАСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ) ПО ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОСТИ, НАХОДЯЩИМСЯ

В АРЕНДЕ

Статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” установлено следующее:

Настоящие рекомендации носят сугубо информационно-справочный (рекомендательный, а не общеобязательный) характер, не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства, не препятствуют применению нормативных предписаний и положений в значении, отличающемся от примененном в рекомендациях.

  • в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (в редакции Закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации , в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации;

Далее – решение о введении режима повышенной готовности.

  • арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием решения о введении режима повышенной готовности.

Правительство Российской Федерации рекомендовало снизить имущественные налоги для арендодателей в обмен на снижение ставок аренды или отсрочки платежей для арендаторов отдельных категорий бизнеса, в т.ч. в отношении объектов недвижимости в частной собственности .

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 “Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества” рекомендовано руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, указанным в пункте 1 требований, утвержденных указанным постановлением , меры поддержки, касающиеся уплаты налога на имущество организаций, имущество физических лиц, земельного налога по данному объекту недвижимости за период, на который предоставлена отсрочка.

Читать еще:  Как проверить арест на недвижимость бесплатно?

Согласно пункту 1 Требований, они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции .

Далее соответственно – договор аренды, наиболее пострадавшие отрасли экономики.

В случае, если меры поддержки связаны со снижением налогов – установлением налоговых льгот в отношении объектов налогообложения, являющихся предметом договора аренды, рекомендуется учитывать следующее.

1. Для определения категорий налогоплательщиков, для которых устанавливаются налоговые льготы, предлагается:

  • использовать (ссылаться на) перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434;
  • предусмотреть, что осуществление арендатором по договору аренды (организацией и индивидуальным предпринимателем) деятельности в соответствующей сфере деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. (взяв за основу абзац первый пункта 1 и пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 “О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики”).

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса, при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Согласно пункту 2 статьи 399 Кодекса, при установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Таким образом, установление налоговых льгот возможно посредством принятия вышеуказанных законов субъектов Российской Федерации или муниципальных нормативных правовых актов.

3. Исходя из направленности рассматриваемых мер поддержки, их срочного характера, ограниченности по категориям налогоплательщиков и видам объектов налогообложения при установлении налоговых льгот предлагается проанализировать в совокупности следующие типовые (рекомендуемые) условия:

Установление налоговой льготы в отношении объекта налогообложения, одновременно являющегося предметом договора аренды, отвечающего следующим условиям:

  • собственник объекта аренды – арендодатель (организация или индивидуальный предприниматель) предоставил в соответствии с Требованиями на период применения налоговой льготы отсрочку уплаты арендной платы по договору аренды и снизил размер арендной платы по этому договору за период применения налоговой льготы;
  • договор аренды заключен до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности и не прекратил действия до отмены этого решения;
  • договор аренды заключен с арендатором, являющимся организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики;
  • объектом аренды не является жилое помещение (учитывая пункт 2 Требований);

б) период действия налоговой льготы

Установление налоговой льготы в отношении налогового периода 2020 года:

  • с 1-ого числа месяца, в котором принято решение о введении режима повышенной готовности, и до окончания месяца, в котором действие указанного решения отменено;
  • при условии, что в вышеуказанном периоде действует отсрочка уплаты арендной платы по договору аренды в соответствии с Требованиями, а также снижение размера арендной платы по этому договору;

в) размер налоговой льготы

Установление налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога в период действия налоговой льготы.

В случае, если при применении налоговой льготы сумма налога принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога за период применения налоговой льготы его сумма принимается равной нулю;

г) основания применения налоговой льготы

При установлении налоговой льготы целесообразно определить, что основанием ее применения являются:

  • по налогу на имущество организаций – документы, представляемые налогоплательщиком в налоговый орган вместе с налоговой декларацией за налоговый период 2020 года: договор аренды; дополнительное(ые) соглашение(я) к договору аренды, предусматривающее(ие) отсрочку уплаты арендной платы и снижение размера арендной платы за период применения налоговой льготы; документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды в течение 2020 года, включая период применения налоговой льготы; иные документы, позволяющие подтвердить право на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия;
  • по налогу на имущество физических лиц и по земельному налогу – заявление о предоставлении налоговой льготы, представленное в налоговый орган в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. На основании законов субъектов Российской Федерации или нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований об установлении налоговых льгот налоговый орган по субъекту Российской Федерации не позднее 10-ти рабочих дней с момента получения информации, предусмотренной пунктом 2 приложения N 3 к приказу ФНС России от 22.11.2018 N ММВ-7-21/652@, обеспечивает:

  • доопределение нормативно-справочной информации в АИС “Налог-3” (в т.ч. установление категорий налогоплательщиков, пользующихся налоговыми льготами по соответствующим налогам);
  • актуализацию информационного ресурса “Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам” на сайте ФНС России.

По вопросам методологического сопровождения реализации в АИС “Налог-3” соответствующих настроек справочников необходимо обращаться в Управление налогообложения имущества ФНС России (по телефону IP: 8(99) 14-15).

Как уменьшить налог на имущество физических лиц

kak_umenshit_nalog_na_imushchestvo_fizicheskih_lic.jpg

Похожие публикации

Уменьшение налога на имущество физических лиц возможно в соответствии с нормами НК РФ и правовых актов местных органов власти. Сумма налогового обязательства может быть откорректирована путем оспаривания размера налоговой базы, применением налоговых льгот (ст. 407 НК РФ) или посредством корректировки налогооблагаемой кадастровой стоимости на сумму вычетов по основаниям, перечисленным в ст. 403 НК РФ.

Налог исчисляется перемножением суммы кадастровой стоимости и налоговой ставки. Налоговая ставка устанавливается регионами, согласно ст. 406 НК РФ, в дифференцированном размере в зависимости от типа имущества – отдельные значения ставок предусмотрены для жилой недвижимости, для дорогостоящих активов стоимостью от 300 млн. руб. (за основу принимается кадастровая оценка).

Как уменьшить налог на имущество физических лиц

Существует несколько способов снижения физлицами налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Рассмотрим их подробнее.

Оспаривание кадастровой стоимости

Расчет налога может производиться по кадастровой или инвентаризационной стоимости. Последний вариант еще применяется в ряде субъектов РФ, но утрачивает актуальность с 2020 года, поскольку инвентаризационная оценка даже с учетом корректирующих коэффициентов не способна отразить реальную цену налогооблагаемого актива и эта стоимость значительно ниже рыночной.

Если за основу вычислений принимается кадастровая стоимость, значение которой завышено по сравнению с уровнем рынка, или стоимость рассчитана исходя из недостоверных сведений, налогоплательщик вправе оспорить ее (ст. 24.18 закона об оценочной деятельности от 29.07.1998 № 135-ФЗ). Подать заявление о пересмотре стоимости можно в течение пяти лет с даты включения оспариваемого показателя в ЕГРН.

Спор открывается с органом, который подает в налоговую инспекцию данные о стоимости имущества граждан – с Росреестром. На первом этапе владелец может подать обращение в Росреестр о пересмотре стоимости недвижимости специальной комиссией (документ подается через МФЦ). Если эта мера оказалась неэффективной, можно инициировать пересмотр кадастровой оценки в судебном порядке. Граждане также могут обращаться в суд сразу, минуя комиссию.

Для судебного разбирательства на предмет завышения стоимости по сравнению с рыночной потребуется заключение независимого оценщика, в котором фиксируется реальная стоимость имущества с учетом рыночной конъюнктуры.

Снижение налога на имущество физических лиц после корректировки кадастровой стоимости происходит с даты начала применения стоимости, которая подверглась изменению (п. 2 ст. 403 НК РФ). Например, если гражданин в 2019 г. оспорил кадастровую стоимость, применявшуюся с 01.01.2017 г. и решение о ее снижении принято в 2019 г., пересчитать налог на имущество по новой, сниженной стоимости ему должны, начиная с 01.01.2017 г.

Вычеты и льготы

В зависимости от типа налогооблагаемого имущества, в соответствии со ст. 403 НК РФ применяется ряд вычетов, характерных только для налога, исчисляемого на основе кадастровой стоимости. Суть вычетов заключается в снижении налогооблагаемой базы путем уменьшения общей величины кадастровой стоимости объекта на кадастровую стоимость его определенной доли:

если речь идет о взимании налога с квартиры или части жилого дома, вычет равен кадастровой стоимости 20 кв. м. такого объекта;

уменьшение налога на имущество физических лиц по отдельным комнатам (например, в общежитии) или части квартиры осуществляется за счет вычитания кадастровой стоимости 10 кв. м.;

по жилым домам из общей стоимости вычитается кадастровая стоимость 50 кв. м.

Пример 1

Начисляется налог по квартире с утвержденной кадастровой стоимостью 4 570 570 руб. Общая площадь составляет 77 кв. м. Ставка налога в регионе – 0,1%. По итогам года сумма налога будет рассчитана по следующему алгоритму:

определяется сумма вычета: 4 570 570 / 77 кв.м х 20 кв.м = 1 187 161,04 руб.;

выводится откорректированная налоговая база: 4 570 570 – 1 187 161,04 = 3 383 408,96 руб.;

расчетная сумма налога составит: 3 383 408,96 х 0,1% = 3 383 руб.

Пример 2

Общая площадь квартиры 50 кв. м., из них налогоплательщику принадлежит только половина – 25 кв. м. Кадастровая оценка всей квартиры равна 1 888 777 руб., стоимость владельцами не оспаривается. Снижение налога на имущество физических лиц в этом случае возможно за счет корректировки кадастровой стоимости на стоимость 10 кв. м. Расчет годового размера фискальных обязательств при налоговой ставке 0,1%:

базовая налогооблагаемая стоимость части квартиры (25 кв. м.) равна 944 388,50 руб. (1 888 777 х 50%);

величина вычета 377 755,40 руб. (944 388,50 / 25 кв.м х 10 кв.м);

налогооблагаемая стоимость равна: 944 388,50 – 377 755,40 = 566 633,10 руб.;

сумма налога: 566 633,1 х 0,1% = 567 руб..

Дополнительные льготы по налогу на имущество положены многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей до 18 лет. Законодательством на каждого несовершеннолетнего ребенка в такой семье предусмотрена льгота в размере стоимости 5 кв. м. комнаты, квартиры (или ее части) и 7 кв. м. от общей площади жилого дома или его части. Льгота предоставлется в отношении одного объекта каждого вида (одного дома, одной квартиры и т.д.).

Пример 3

Гражданину Купцову О.В. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 250 кв. м. Кадастровая стоимость его составляет 9 850 650 руб. На содержании налогоплательщика 5 несовершеннолетних детей. Ставка налога 0,1%. К имуществу автоматически будет применен вычет в размере стоимости 50 кв. м. и льгота в отношении каждого ребенка:

сумма льготы по нормам п. 5 ст. 403 НК РФ составит 1 970 130 руб. (9 850 650 / 250 кв. м х 50 кв. м);

Читать еще:  Нотариальный депозит при сделках с недвижимостью

сумма льготы как многодетному родителю равна 1 379 091 руб. (9 850 650 / 250 кв. м х 7 кв. м х 5 чел.);

налоговая база составит 6 501 429 руб. (9 850 650 – 1 970 130 – 1 379 091);

сумма налога – 6 501 руб. (6 501 429 х 0,1%).

Еще один вариант снижения налоговой базы – разделить имущество на несколько долей. При этом нередко можно фактически получить освобождение от налога на имущество. Например, общая площадь квартиры 60 кв. м. Если оформить квартиру в равных долях на троих собственников, на одного человека придется по 20 кв. м. В результате у каждого из владельцев налог к уплате будет равен нулю, поскольку каждый собственник получит вычет на 20 кв. м.

Другой способ свести к нулю налоговое обязательство – переоформить имущество на гражданина, причисленного к льготной категории налогоплательщиков, освобождаемой от уплаты налога (пенсионеры, инвалиды, военнослужащие в запасе с выслугой лет от 20 лет и т.д. – полный перечень приведен в ст. 407 НК РФ). Перечень льготных категорий по региональному законодательству можно найти на сайте ФНС .

Кому и как закон позволяет в десятки раз снизить налоги, аренду на недвижимость

Недвижимое имущество является дорогостоящим как при его приобретении, так и при дальнейшем обслуживании, которое подразумевает определенные правовыми нормами затраты, например, налоговое бремя.

Подробнее о том, кому и как закон позволяет значительно снизить расходы на недвижимость, в настоящей статье адвоката Олега Сухова.

Оспаривание кадастровой стоимости

В каком суде оспаривать кадастровую стоимость

За сравнительно небольшой промежуток времени (1 — 1,5 года) Мосгорсуд вынес в 95% случаях положительные решения. Доказательством тому служат Апелляционное определение Московского городского суда от по делу № /2016, Апелляционное определение Московского городского суда от по делу № /2016, Апелляционное определение Московского областного суда от по делу № /2016, Апелляционное определение Московского городского суда от по делу № /2016 и пр.

Оспаривание включения здания в реестр

Поименованный способ минимизации расходов будет эффективен для юридических лиц, чья недвижимость включена в Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее — Перечень). Суть его состоит в уменьшении денежного обременения за счет уплаты налога на имущество организации, рассчитанной не от кадастровой, а от среднегодовой стоимости объекта.

Оспаривание имеет смысл, если здание и земельный участок, расположенный под ним, не имеют таких видов разрешенного использования, как размещение офисных зданий, делового, административного, коммерческого назначения, размещение объектов торговли, общепита или бытового обслуживания, а также отсутствует их фактическая эксплуатация в вышеупомянутых целях. Под последней понимается занятие не менее 20% общей площади объекта недвижимости для расположения офисов и офисной инфраструктуры. Фактическое использование определяется Госинспекцией по недвижимости, сотрудник которой по результатам проверки составляет акт, отражающий соответствие или несоответствие правоустанавливающим документам такового. Объект недвижимости с порядковым номером заносится в Перечень.

Как и в спорах по определению кадастровой стоимости, юридическим лицам, чья инфраструктура оказалась в списке, необходимо обратиться в краевые, областные суды или суды городов федерального значения с заявлением о признании недействующим понумерованного пункта Перечня.

Судебная практика московского региона

Основаниями тому послужили либо расположение объектов на земельном участке, вид разрешенного использования которых соответствует административному назначению, либо доказательства о сдаче более 20% помещений в аренду под офисы, как, например, в Решении Московского городского суда от по делу № /2015, Решении Московского городского суда от по делу № /2016.

Положительная судебная практика представлена в следующих судебных актах: Апелляционное определение Верховного Суда РФ от № , Апелляционное определение Верховного Суда РФ от № , Определение Верховного Суда РФ от № , Апелляционное определение Верховного Суда РФ от № .

Уплата налога по льготной ставке

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от № «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» в отношении некоторых земельных участков применяется пониженная арендная ставка платы за землю. Основными параметрами, влияющими на размер арендной платы за землю, является вид деятельности арендатора и кадастровая стоимость самого земельного участка. Чтобы получить льготную ставку, лицу — собственнику объекта недвижимости, необходимо арендовать земельный участок под комплексное жилое строительство, приюты для безнадзорных животных, строительство гостиниц, объекты (включая их строительство) здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки и пр.

Как правило, внесение оплаты за временное владение и пользование земельным ресурсом в размере от 0,1 до 0,05 процентов от кадастровой стоимости поможет снизить налоговое бремя в десятки раз.

Однако чтобы лишить такой возможности юридическое лицо, Госинспекцией по недвижимости проводится обследование участка, по результатам которого определяется соответствие его использования целевому и разрешенному использованию. Санкцией служит привлечение к административной ответственности, а в дальнейшем утрата права на применение льготного процента по причине зафиксированного нарушения закона о допустимом использовании земли. Судебная практика арбитражных судов формируется однобоко, и совершенно не направлена на защиту и восстановление нарушенных прав арендаторов. Показательными тому примерами служат следующие судебные акты: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /16, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от № по делу № /15, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от № /2016 по делу № /15, Постановление Арбитражного суда Московского округа от № /2016 по делу № /.

Однако существует и положительное мнение судей, например, в деле , где решение Арбитражного суда г. Москвы об отказе заявителю в требованиях было отменено коллегий судей Девятого арбитражного апелляционного суда.

Льготная арендная ставка субъектам малого бизнеса

Чтобы арендная плата исчислялась в размере указанной суммы, СМП необходимо было до 1 января текущего года обратиться в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее — Комиссия) с заявлением, образец которого представлен на сайте Департамента городского имущества. Создание, сроки и задачи Комиссии определены в Постановлении Правительства Москвы предпринимательства от 01 июля 2013 года № .

Таким образом, за получением льготы необходимо обращение в Комиссию, при его отсутствии или отправке документов за рамками объявленного срока, то есть после года, право на льготу утрачивается. Приведенный порядок действует уже несколько лет по одному и тому же сценарию, и тем СМП, кто не успел обратиться с заявлением в комиссию, рекомендую не забыть это сделать в конце этого года для получения права на применение льготной арендной ставки в будущем году.

Указанный вывод находит свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от № по делу № /2014, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от № /2015 по делу № , Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от № / по делу № , Постановлении Арбитражного суда Московского округа от № по делу № .

Все включено

Такие разъяснения дала Федеральная налоговая служба. Они потребовались в связи с тем, что в социальных сетях и мессенджерах стала набирать обороты рассылка, призывающая граждан успеть написать заявления на вычеты до 1 ноября, поскольку после этой даты они якобы потеряют право ими пользоваться.

Статья 403 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при начислении налога на имущество физлиц налоговая база уменьшается в отношении каждого жилого дома на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров от его общей площади, применительно к квартире и части жилого дома – на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров. Если же речь идет о комнате или части квартиры, то при расчете налога можно получить “скидку” с 10 квадратных метров.

Эти вычеты применяются автоматически при расчете налога для всех объектов. К примеру, если человек владеет тремя квартирами, комнатой, двумя жилыми домами, то вычет будет предоставлен в отношении каждой из трех квартир, комнаты и каждого из домов. При этом собственнику не нужно обращаться в налоговую с каким-либо заявлением, включая заявление о предоставлении налоговой льготы.

В Федеральной налоговой службе напоминают, что в уведомлении для уплаты налога на имущество физлиц, которое направляется собственникам, в графе “налоговая база” указывается кадастровая стоимость объекта уже с учетом ее уменьшения на величину налогового вычета. Если при его применении налоговая база принимает отрицательное значение, налог за такой объект не выставляется.

Пенсионеры вообще освобождены от уплаты налога за недвижимость, напоминает Анатолий Нагиев, руководитель практики налогового права НЮС “Амулекс”. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору самого гражданина.

С 2017 года пенсионеры, ветераны, инвалиды и некоторые другие категории граждан (полный перечень указан в п. 5 статьи 391 НК РФ) также получили право на вычет при расчете земельного налога. В их случае сумма налога уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров по одному земельному участку независимо от категории земли. Если участок 6 соток и меньше, платить налог не нужно, если превышает 6 соток, его рассчитают за оставшуюся площадь. Человек, имеющий два или больше участков, может выбрать тот, в отношении которого будет действовать вычет, и направить уведомление об этом в любую налоговую.

Поскольку все льготы носят заявительный характер, налогоплательщики до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, должны уведомить налоговую инспекцию об объектах, в отношении которых будет применяться налоговая льгота.

Уведомление нужно будет подавать по форме, утвержденной налоговым органом. Она размещена на сайте nalog.ru. Направить уведомление можно через Личный кабинет налогоплательщика, почтовым сообщением в налоговую инспекцию или подать лично в любую налоговую инспекцию.

Если уведомление не поступит, вычет по земельному налогу будет применяется автоматически в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой земельного налога. Если человек, имеющий право на вычет, ранее пользовался налоговыми льготами, в том числе по другим имущественным налогам (например, ветеран боевых действий был освобожден от налога на имущество или пенсионер использовал льготу по транспортному налогу), вычет будет применяться автоматически на основании имеющихся у налоговой сведений, без необходимости дополнительных обращений (заявлений, уведомлений) от налогоплательщика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector