Значение кадастрового учета объектов недвижимости

Значение кадастрового учета объектов недвижимости

Значение кадастрового учета объектов недвижимости

Нормативная база: ФЗ от 24.07.2007 г. “О государственном кадастре недвижимости” (вступил в силу с 01.03.2008 г.).

Государственный кадастровый учёт – это действия уполномоченного органа по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такой недвижимости как индивидуально-определённой вещи, подтверждают прекращение существования такой недвижимости, а также иные сведения, предусмотренные ФЗ “О” государственном кадастре недвижимости”.

Государственный кадастр недвижимости– это систематизированный свод сведений об учтённом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований и населённых пунктов, сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования, иных сведений, предусмотренных федеральными законами.

Государственный кадастр недвижимости содержит две группы сведений: основные и дополнительные.

К основным относятся:

· кадастровый номер и дата постановки на кадастровый учёт;

· описание места положения границ земельного участка;

· площадь земельного участка.

· сведения о кадастровой стоимости и о дате проведения кадастровой оценки;

· разрешенное использование земельных участков;

· сведения о природных объектов, расположенных в границах земельного участка;

· сведения о вещных правах на земельный участок и о их правообладателях;

· сведения об ограничениях/обременениях прав и о лицах, в пользу которых установлены эти ограничения/обременения.

Государственный кадастр недвижимости состоит из:

1. реестра объектов недвижимости;

2. кадастровых дел;

3. кадастровые карты.

4. сведений в государственный кадастр недвижимости вносятся на основе государственного кадастрового учета.

Государственный кадастровый учет осуществляется:

1. при постановке на учёт (при создании/образовании нового объекта);

2. при снятии с учёта (когда прекращает существование объект);

3. при изменении уникальных характеристик объекта, указанных в государственном кадастре недвижимости.

Государственный кадастровый учет осуществляется кадастровое деление России на кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы. В результате государственного кадастрового учета при постановке земельного участка на учёт ему присваивается государственный кадастровый (учётный) номер – это уникальный и неповторяющийся на территории РФ номер земельного участка, который позволяет его идентифицировать.

Государственный кадастровый учет осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), его территориальными органами (Управлениями), и отделами Управлений (Подразделениями) (далее – орган кадастрового учета).

Постановка на кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.

При этом в случае образования двух и более земельных участков представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

С заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка согласно п. 2 ст. 20 ФЗ О государственном кадастре недвижимости вправе обратиться собственник такого участка или любые иные лица.

Постановка на кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании решения об осуществлении кадастрового учета, принимаемого уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета.

Представленные документы проверяются органом кадастрового учета. Результат проверки оформляется протоколом, в котором отражается принятое решение.

При выполнении кадастровых процедур, связанных с постановкой земельного участка на кадастровый учет, также может быть принято решение:

  1. о приостановлении осуществления кадастрового учета;
  2. об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Постановка на учет земельных участков осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления указанных выше заявления и необходимых документов.

По истечении указанного срока заявителю выдается кадастровый паспорт земельного участка.

Правовое значение государственного кадастрового учета недвижимости и ведения ГКН.

Целью создания ГКН является обеспечение гражданского оборота недвижимости.

Задачами создания ГКН служат:

Обеспечение гарантий прав собственников;

Обеспечение эффективного сбора налогов на недвижимость;

Эффективное и рациональное использование недвижимости.

Основные функции ГКН:

  • 1. Учетная. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости для целей регистрации прав на них
  • 2. Фискальная. Формирование налогооблагаемой базы на основе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости путем проведения массовой государственной кадастровой оценки для целей налогообложения.
  • 3. Информационная. Информационное обеспечение граждан, бизнес-сообщества, органов государственной власти и управления достоверными и юридически значимыми сведениями об объектах недвижимости, их правовом положении и кадастровой стоимости.

Основные положения ГКН

  • 1. Государственный кадастровый учет объекта недвижимости представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством факта существования объекта недвижимости и его индивидуализации, как объекта права и налогообложения.
  • 2. Сведения государственного кадастра недвижимости имеют правовой характер.
  • 3. Записи в государственном реестре недвижимости являются единственным доказательством существования объекта недвижимости в его границах, понимаемых как пространственные пределы действия прав, а также установленного публично-правового режима его использования и состава его имущества.

Место ГКН в системе регулирования недвижимости

1) Взаимосвязь ГКН с регистрацией прав на объекты недвижимости

Во-первых, единая государственная регистрация прав формируется на основе сведений ГКН.

Во-вторых, ответственность между органами регистрации прав и ведения кадастра недвижимости разграничены.

В-третьих, в перспективе информационные ресурсы ГКН и единой государственной регистрации прав будут интегрированы.

В-четвертых, для регистрации сделки с уже учтенным объектом недвижимости повторного учета не требуется в случае если объект недвижимости не претерпел изменения.

2) Взаимосвязь ГКН с налогообложением

ГКН является источником сведений по налогооблагаемой базе и налоговой ставке объектов налогообложения;

Кадастр недвижимости является одним из основных источников сведений для проведения кадастровой оценки недвижимости;

Кадастровая стоимость объектов, полученная в результате оценки фиксируется в кадастровой недвижимости;

Публичность сведений кадастра недвижимости позволяет правообладателям удостоверяться в правильности начисления налогов;

На основе баз данных по кадастровой оценке создается основа для перехода к перспективе к налогообложению в соответствии с рыночной оценкой.

3) Взаимосвязь ГКН и отраслевых учетов природных ресурсов

Кадастровый учет недвижимости и отраслевой учет природных ресурсов для целей управления ими осуществляется на единой пространственной основе, что позволит интегрировать сведения о территории;

Иерархическая схема кадастра недвижимости позволяет получать на любых уровнях управления детальные или обобщенные сведения по РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Кадастровым кварталам;

Информационная связь кадастра недвижимости с иными отраслевыми кадастрами будет способствовать точности их ведения;

В перспективе ставится задача информационной интеграции кадастра недвижимости и систем отраслевых кадастров.

4) Взаимосвязь ГКН и государственного прогнозирования и планирования

Информационное обеспечение органов власти;

Оперативность доступа к кадастровым данным и их совместимость с иными государственными информационными ресурсами позволит осуществлять мониторинг состояния недвижимости и прогнозировать развитие различных процессов;

Учтенная недвижимость позволит контролировать стратегически важные элементы инфраструктуры страны, то есть энергетика, транспортные коммуникации, связь, топливный комплекс и защищать их в правовом отношении.

Ведение государственного кадастра недвижимости

Каждый объект недвижимости должен быть учтён. Это необходимо для определения оценочной стоимости и для целей налогообложения. Сведения в государственный кадастр вносятся по определенным правилам. Рассмотрению этих правил и посвящена статья ниже.

Понятие государственного кадастра недвижимости

Кадастр – это свод сведений, представленных в определённом систематизированном и упорядоченном виде.

Государственный кадастр недвижимости (ГКН) – это систематизированные сведения о недвижимости, которая находится в пользовании или собственности на территории РФ. Эти сведения используются, например, для определения налоговой базы.

Постановка на учёт осуществляется территориальным органами Росреестра. Они же осуществляют своевременное наблюдение за объектом.

Все объекты недвижимости подлежат обязательной постановке на учет. В государственном кадастре в обязательном порядке содержатся следующие сведения о каждом объекте недвижимости:

  • вид объекта;
  • кадастровый номер, а также дата постановки на учёт;
  • подробное описание границ объекта;
  • его месторасположение;
  • площадь объекта.

В государственный кадастр недвижимости также могут быть внесены и дополнительные сведения:

  • учётный номер объекта, который ему присваивался раньше, если такой факт имел место;
  • кадастровый номер объекта, который был образован вследствие законных действий с другим объектом недвижимости;
  • кадастровый номер объекта, если он образуется из данного объекта;
  • кадастровые номера участок земли, а также зданий и сооружений, расположенных на этом участке;
  • сведения о возникших ранее вещных правах на данный объект;
  • сведения об обременении вещных прав;
  • другие дополнительные сведения, которые указаны в пункте 2 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В зависимости от объекта недвижимости те или иные кадастровые сведения могут быть более точными.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Принципы ведения кадастра

Основные принципы ведения государственного кадастра недвижимости перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Можно выделить следующие принципы:

  1. единство, то есть на всей территории России государственный кадастр ведётся по единой технологии;
  2. общедоступность, то все получить необходимые сведения может любое физическое и юридическое лицо по запросу. Исключением являются сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную, охраняемую законом, тайну;
  3. актуальность, то есть сведения постоянно обновляются;
  4. сопоставимость – все указанные в кадастре сведения сопоставимы со сведениями, которые содержаться на других информационных ресурсах;
  5. хранение сведений осуществляется на основании соответствующих нормативных актов;
  6. после того, как в кадастр будут внесены изменения (по необходимости), все ранние сведения сохраняются.

Ведение государственного кадастра недвижимости происходит на бумажных и электронных носителях. Если сведения на разных носителях отличаются друг от друга, то преимущественным являются бумажные носители.

Государственный кадастр объектов недвижимости на электронных носителях является частью единой государственной информационной системы, которая включает в себя также реестр прав на недвижимое имущество в электронном виде.

Читать еще:  Подготовка документов о продаже доли недвижимости

Какие органы занимаются ведением кадастра?

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Правила внесения сведений в кадастр

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Геодезические и кадастровые работы

8 (495) 789 23 55

e-mail info@topograd.ru

Выполняем кадастровые и геодезические работы в Щёлковском, Ногинском, Сергиево-Посадском, Пушкинском и других районах Московской области, а при больших объёмах на всей территории России.
  1. Главная
  2. Кадастр
  3. Понятие кадастра недвижимости

Кадастр

Понятие кадастра недвижимости

Введение федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» повлекло за собой замену первоначального понятия «земельного кадастра» на понятие «кадастра недвижимости».

Недвижимостью, согласно законодательству, объявляются объекты незавершенного строительства, сооружения, здания, помещения, участки земли. Таким образом, государственный кадастр недвижимости – это систематизированные сведения, касаемые:

учтенного недвижимого имущества;

прохождения Государственной границы РФ;

границ между субъектами РФ;

границ между населенными пунктами, муниципальными образованиями;

о территориальных зонах и выделенных зонах с условиями использования территорий, попадаемых под настоящий Федеральный закон сведений №221.

Назначение кадастра недвижимости заключается в систематизации оборота сделок и правовых норм, зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Кадастровая деятельность.

Это деятельность, уполномоченного лица – кадастрового инженера – по отношению к недвижимому имуществу, заключаемому в сборе сведений, необходимых для подготовки документации для кадастрового учета. Кадастровая деятельность строится на основе прав, обеспеченных Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, а также федеральными законами (ФЗ за номером 221 от 24. 07.2007) и нормативными правовыми актами РФ.

Кадастровый учет.

Ведение государственного кадастра и кадастровый учет находятся в сфере деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, технологическими принципами учета которой являются:

единая технология ведения учета на территории РФ. Ведение кадастрового учета на всей территории РФ производится исключительно на двух видах носителей: бумажных и электронных, причем приоритетное право при возникновении расхождений, минимизирующим неточности и погрешности в системе учета, обладают сведения на бумажных носителях.

общедоступность сведений кадастра. Общедоступные сведения могут использоваться лицами по своему усмотрению. При этом необходимо соблюдение ограничений, установленных федеральным законом в отношении распространения подобной информации. Ограничения касаются персональных данных относительно собственника недвижимости и осуществлявшего кадастровые работы инженера, и попадают под действие федерального закона «О персональных данных» №152 от 20.07.2006г. Согласно этому закону на любую информацию, касающуюся физического лица, (персональные данные собственника и кадастрового инженера, включающие, помимо фамилии, имени и отчества, год и место рождения, адресные данные, информация о семейном, социальном, имущественном положении, сведения об образовании, доходах, профессии и прочем) вводятся ограничения в ее распространении;

непрерывность актуализации кадастровых сведений.

Для внесения в кадастровый учет сведений, необходимы документы:

заявление о постановке на учет объектов недвижимости (с изменениями в объектах недвижимости, и в учете их частей);

о снятии с учета любого объекта недвижимости ( в том числе неоконченного строительства, здания, сооружения, помещения);

об учете адреса обладающего правами на объект недвижимости;

документ, свидетельствующий об уплате госпошлины или документ, на основании которого правообладатель освобождается от уплаты таковой;

межевой план (при постановке на учет или изменившихся характеристиках земельного участка);

копия документа о разрешении земельного спора о согласовании границ участка;

технический план здания, объекта незавершенного строительства, сооружения;

акт, выданный при снятии с учета объекта недвижимости;

при обращении представителя заявителя – подтверждающие его полномочия документы;

копии документа, свидетельствующие о праве заявителя на недвижимость;

копии документа о разрешении пользованием земельного участка;

при изменении назначения сооружения или здания, подтверждающие это документы.

Документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению. Согласно принятым поправкам в Федеральном законе, изыматься или уничтожаться документы из государственного кадастра недвижимости могут лишь в исключительных случаях. При этом к документам, находящимся в федеральной собственности, относятся:

документация государственного земельного кадастра;

технические паспорта и документация по техническому учету;

оценочная информация по технической инвентаризации;

Вся вышеперечисленная документация хранится, используется и передается в государственные архивы согласно правилам по срокам и порядкам, установленным Правительством РФ. Временные сведения, вносятся в государственный кадастр лишь в тех случаях, что предусмотрены Федеральным законом. По истечению времени эти сведения либо исключаются из состава кадастрового реестра сведений, либо становятся кадастровыми.

Приостановление и отказ в осуществлении кадастрового учета.

Приостановление кадастрового учета возможно в случае:

неполной документация для внесения в государственный кадастр;

противоречие сведений об объекте недвижимости, предоставленных заявителем и имеющимися кадастровыми сведениями об этом объекте;

пересечения границ заявленного земельного участка с границами другого участка, который уже зарегистрирован в кадастре;

местоположение заявленного объекта совпадает ( частично или в полной мере) с местоположением объекта недвижимости, уже зарегистрированного в кадастре.

Отказ в кадастровой регистрации возможен, если:

заявленное имущество не является объектом недвижимости;

Преобразование заявленного объекта недвижимости противоречит установленным федеральным законом требованиям;

Сведения об объекте недвижимости имеют временный характер;

Имеет место заявление о кадастровом учете от ненадлежащего лица;

Основные документы (межевой план, технический план, акты обследований) заверены лицами, не имеющими на то полномочий;

Не соблюдаются требования к предельным размерам участков земли;

Образуемый или измененный участок в результате преобразований не будет иметь доступа от участков общего пользования;

Любая из границ земельного участка совпадает с границей населенного пункта или муниципального образования;

Участки, образовавшие земельный участок, относятся к разным категориям

Государственный учет объектов недвижимости

Недвижимость – индивидуально-определенная вещь. Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации) (ст. 1 Закона о госрегистрации). Учет объекта недвижимости должен сопровождаться присвоением ему кадастрового номера.

Кадастровый номер – «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством РФ, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права». Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.

Читать еще:  Вторичный рынок недвижимости что это?

Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. В соответствии с ЗК земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Территориальные границы участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством. Государственный кадастровый учет заключается в описании и индивидуализации земельных участков, в результате чего каждый из них получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Земля – несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовывать объекты гражданских прав – участки. Первоначально земельный участок можно только выделить на местности, сформировать из государственных или муниципальных земель и предоставить на определенном праве (ст. 30 ЗК). В дальнейшем земельные участки могут формироваться в результате разделения собственником одного участка на несколько участков, выделения из участка другого или слияния граничащих друг с другом участков. Так, при покупке соседних участков в результате их слияния образуется один новый земельный участок. При отчуждении части земельного участка в результате его разделения образуются два новых земельных участка.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 № 202 “Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости” установлено, что данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственные услуги и правоприменительные функции в сфере ведения кадастров недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости. Агентство непосредственно и через свои территориальные органы (земельные кадастровые палаты) должно вести государственный кадастр объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений.

Порядок установления границ участков определяется Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ “О землеустройстве”. Мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности именуются межеванием.

Границы участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок как объект гражданских прав такой, каким он учтен в Едином государственном реестре земель. Момент возникновения или момент прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах – дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре). Таким образом, юридическое значение кадастрового учета заключается в формировании объекта гражданских правоотношений – земельного участка.

Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не “площади”, “земельные сотки” или “земли”. Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования (предоставления, разделения, выделения, слияния и пр.).

В случаях изменения границ, предоставления и изъятия участков, определения границ ограниченных в использовании частей участков в обязательном порядке проводится землеустройство. Перед государственным кадастровым учетом необходимо межевание земельных участков. Межевание включает (ст. 17 Федерального закона “О землеустройстве”): определение границ объекта на местности и их согласование; закрепление на местности местоположения границ межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ; изготовление карты (плана) объекта землеустройства.

Технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Технический учет иной недвижимости не имеет такого принципиального юридического значения, как кадастровый учет земельных участков. Здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения – это не природные, а искусственно созданные трудом человека объекты. Данные вещи существуют объективно в том виде, в котором они созданы (построены, реконструированы) и не нуждаются в “формировании”. Здания, сооружения, помещения возникают как вещи с момента ввода в эксплуатацию и существуют реально без проведения технического учета. При техническом учете происходит не формирование, а только описание реально существующего объекта.

При этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений – стены, перегородки, потолки и пр. Поскольку техническая инвентаризация в отличие от кадастрового учета не затрагивает важных общественных отношений, ее порядок регулируется не федеральными законами, а нормативными актами исполнительной власти: Постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 “О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации” и «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37».

Частный юрист в Москве: составление и подача документов, представительство в суде, исполнение решения суда, выезд к клиенту.

Несмотря на вспомогательное, описательное значение технического учета, отсутствие такового в случае возникновения права с момента его государственной регистрации (сделки, новое строительство) делает невозможным приобретение прав на недвижимость, поскольку планы объектов являются необходимым документом для представления в учреждение юстиции. Для государственной регистрации технический учет – не только описание объекта права, но и подтверждение юридического факта его существования. Пункт 2 ст. 20 Закона о регистрации прав гласит, что незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей при государственной регистрации прав не допускается. Приобрести право на объект недвижимости без технической инвентаризации можно только в порядке правопреемства, при наследовании имущества граждан или реорганизации юридических лиц, когда право возникает не с момента регистрации, а с момента прекращения правопредшественника.

Если при технической инвентаризации объекту не присвоен кадастровый номер, это не препятствие для государственной регистрации. Учреждение юстиции в таком случае самостоятельно присваивает объекту недвижимости условный номер на основании нормативного правового акта субъекта РФ (п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав).

Объекты технического учета, как правило, – объекты гражданских прав (индивидуальные жилые дома, квартиры, здания). Но «иногда понятие недвижимого имущества и объекта градостроительной деятельности или технической инвентаризации может не совпадать. Объекты градостроительной деятельности, подлежащие государственному техническому учету и технической инвентаризации, – это: объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию; самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов); объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось; бесхозяйные объекты». Данный перечень подтверждает, что объекты технического учета не всегда являются объектом гражданских прав. Например, самовольные постройки и бесхозяйные объекты не имеют собственников (ст. ст. 222, 225 ГК).

Домовладения как объекты технической инвентаризации. По Инструкции о проведении учета жилищного фонда единица технической инвентаризации – домовладение или отдельно стоящее основное здание. Но домовладение в целом нельзя отнести к единому объекту вещных прав.

Согласно указанной Инструкции домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке. Фактически домовладение представляет собой учитываемый под одним адресом и под одним инвентарным номером комплекс, включающий земельный участок с элементами благоустройства и другие объекты недвижимого, а иногда и движимого имущества. В частности, в Инструкции говорится, что служебные строения могут быть некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются (сараи, гаражи индивидуального пользования, навесы, дворовые погреба и т.п.). Очевидно, что такие указанные в Инструкции дворовые сооружения, как заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия и т.п., не могут быть отнесены к особо ценным объектам гражданских прав – недвижимому имуществу.

Жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями может рассматриваться как главная вещь и принадлежность. Постройки следуют судьбе жилого дома, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК). «Приобретение и государственная регистрация права на жилой дом влечет приобретение прав и на хозяйственные постройки по тому же основанию (правоустанавливающему документу). Если на территории домовладения возводится новый объект недвижимости, то право на него как на вновь созданную недвижимую вещь возникнет с момента государственной регистрации (ст. 219 ГК). При этом капитальное строение в домовладении должно соответствовать основному критерию недвижимости (прочной связи с землей и невозможности перемещения без ущерба назначению) и не являться самовольной постройкой (ст. 222 ГК)».

Таким образом, объекты недвижимости в одном домовладении могут иметь разных владельцев и разный правовой режим. Права на объекты могут приобретаться по разным основаниям и в разное время. Например, на арендованном одним лицом земельном участке расположен жилой дом, являющийся общей собственностью нескольких лиц (например, супругов), или на унаследованном в долях общем земельном участке один из наследников возвел новый жилой дом для постоянного проживания, а другой позднее – дачный дом для сезонного проживания. В последнем случае в состав домовладения входят три объекта вещных прав с различным правовым режимом: земельный участок (общая собственность), дачный дом (собственность одного лица) и жилой дом (собственность другого лица). То, что объектом технического учета является домовладение в целом, не должно препятствовать проведению государственной регистрации прав на объекты недвижимости в его составе. Сведения о каждом объекте права могут быть внесены в ЕГРП на основании единого технического паспорта домовладения.

По правилам технического учета каждому зданию, строению, сооружению присваивается буквенное обозначение – литера. Технический паспорт домовладения содержит заполняемый на основании информации о государственной регистрации прав раздел “Сведения о принадлежности”, в котором есть графа “Доля (часть, литера)”. К техническому паспорту домовладения прилагаются технические паспорта зданий с их поэтажными планами. Иначе говоря, и при техническом учете возможно внесение записей не только о праве собственности “на домовладение”, но и о праве на каждую литеру, каждый объект недвижимости в составе домовладения.

Читать еще:  Нотариальный депозит при сделках с недвижимостью

Описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества, осуществляются посредством кадастрового и технического учета (инвентаризации). При этом, объекты технического учета не всегда являются объектом гражданских прав.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений необходимы для государственной регистрации прав (по существу, для имущественного оборота). Объектом имущественных, гражданских правоотношений являются конкретные земельные участки, а не “площади”, “земельные сотки” или “земли”. Поэтому совершение сделок, приобретение прав и их государственная регистрация возможны только после кадастрового учета участка, независимо от способа его формирования.

Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства

Дата публикации: 16.05.2018 2018-05-16

Статья просмотрена: 2606 раз

Библиографическое описание:

Эскиндарова, З. М. Актуальность и практическая значимость государственной регистрации права на недвижимое имущество на современном этапе развития гражданского законодательства / З. М. Эскиндарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50413/ (дата обращения: 10.06.2020).

Государственная регистрация права на недвижимость — это одна из основных функций государства, осуществляемая уполномоченными им органами в целях защиты и охраны имущественных прав собственников недвижимого имущества, регулирования приобретения права собственности, владения и распоряжения недвижимым имуществом, ликвидации нарушений в сфере отношений, связанных с ней.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество имеет важную общественную значимость, поскольку она должна обеспечивает стабильность и законность оборота недвижимого имущества, путем безошибочной регистрации прав субъектов гражданского оборота на объекты недвижимого имущества, создания современной информационной системы, позволяющей всем субъектам права получать индивидуальные достоверные данные о правовом статусе каждого объекта.

Ключевые слова: недвижимое имущество, рынок недвижимости, оборот недвижимости, процесс регистрации, имущественная защита, интересы граждан.

Актуальным на сегодняшний день является исследование проблемы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поскольку многие граждане имеют документы, устанавливающие права на недвижимое имущество, но не имеют сведений, подтверждающих их права на сегодняшний день. Это достаточно распространённая ситуация в России, когда граждане приобрели право на недвижимость, но сделали это до того как государственная регистрация права на недвижимость стала обязательной, и по сей день не зарегистрировали свое право, и даже не поставили свое недвижимое имущество на государственный кадастровый учет. В итоге складывается ситуация, что собственник у недвижимого имущества есть, но, в публичном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует информация об этом праве. В связи с этим возникает проблема, что большинству участников гражданского оборота не известно, есть ли собственник у того или иного земельного участка, и кто именно является собственником.

Часто при введении в гражданский оборот земельного участка, который был предоставлен гражданину ранее, чем государственная регистрация стала обязательной, возникают споры, связанные с определением границ земельных участков. Данные споры очень часто затрагивают вопросы границ смежных земельных участков, уже поставленных на кадастровый учет и сведения о праве на которые уже внесены в ЕГРН.

При изучении законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимость, основополагающее значение имеет Федеральный Закон от 13.07.2015 года № 218 — ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный закон определяет правовые основы ведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество в РФ. Наделяет полномочиями Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Дает понятие Единого государственного реестра прав и определяет особенности его формирования, пополнения, актуализации и др. Принятие нового закона не решило проблему, которая широко обсуждается в литературе — правовое значение факта государственной регистрации: она создает право на недвижимость или лишь подтверждает этот факт. Считаем, что при государственной регистрации устанавливается два факта, во–первых факт наличия недвижимости (тип объекта, его название), во-вторых факт наличия права в отношении недвижимой вещи (реквизиты лица, которому принадлежит право), а так же наличие обременений.

На сегодняшний день ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество, а также зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях и иных установленных в соответствии с законом сведениях. В реестр прав и обременениях объектов недвижимости, сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законодательством, а также дополнительные сведения, внесение которых в ЕГРН влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости. ЕГРН является результатом объединения трех реестров. Государственного реестра прав на недвижимость и реестра границ. Такое слияние ресурсов позволяет повысить неоспоримость зарегистрированного права, поскольку объект недвижимости становится более индивидуализирован, и охарактеризован. Несомненно, объединение трех ресурсов имеет множество плюсов, но на практике возникает вопрос: как эти реестры объединить между собой? В настоящее время ЕГРН является не полным источником сведений, в виду того, что государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав объединяются вручную для оптимизации трех реестров необходимо достаточно времени и человеческого трудового ресурса, особенно в части сведений о границах объектов недвижимого имущества.

Заинтересованное лицо может получить доступ к различным ресурсам ЕГРН как бесплатно в ограниченном объеме сведений о недвижимом имуществе, так и за плату, онлайн или при обращении в соответствующий орган. Таким образам ЕГРН представляет собой сводный электронный реестр объединенной информации о объектах недвижимости, а также о праве на них, который составляется на основании информации из ЕГРП, государственного кадастра недвижимости, которая также предоставляется заявителями и уполномоченными государственными органами. Дает понятие Единого государственного реестра прав и определяет особенности его формирования, пополнения, актуализации и др. Принятие нового закона не решило проблему, которая широко обсуждается в литературе — правовое значение факта государственной регистрации: она создает право на недвижимость или всего лишь подтверждает это факт.

Единой целью государственной регистрации является имущественная защита прав и интересов собственников недвижимости. Изучение вопроса последствий уклонения субъектов гражданского оборота от государственной регистрации сделок с недвижимостью является актуальным для науки права и современной жизнедеятельности любого человека, желающего обрести недвижимое имущество.

Для понимания проблем, актуальности, практической значимости государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней на современном этапе развития законодательства в РФ необходимо рассматривать реализацию её целей и следующий перечень задач:

1) учитывать исторический фактор возникновения, развития государственной регистрации прав на недвижимое имущество в России,

2) рассматривать особенности и задачи государственной регистрации прав на недвижимость на современном этапе развития гражданского законодательства в России,

3) понимать суть действующего законодательства о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

4) рассматривать существующую систему органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания изменений произошедших в ее структуре,

5) оценивать с точки зрения целесообразности и актуальности основные этапы процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество,

6) выявлять проблемы, возникающие при этом, постоянно отслеживать, анализировать судебную практику по рассмотрению частных проблем.

В силу своей новизны, некоторые изменения в нормативно-правовых актах еще не получили должного теоретического и практического изучения. Социально-экономические и правовые реформы, повышение значимости сделок с недвижимостью в РФ заложили основу для существенного изменения механизма и системы государственной регистрации. Именно это обстоятельство определило выбор темы исследования, актуальность которого обоснована наличием в законодательстве огромного количества разногласий, правоприменительных проблем в вопросах о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом.

Существующий в Российской федерации механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, позволяет понять порядок государственной регистрации и деятельность участников с позиции обеспечения стабильности оборота недвижимого имущества, его публичности, гласности. Для правильного использования норм права, регулирующих отношения, возникающие по поводу объектов недвижимости, необходимо разграничить гражданское, земельное и жилищное законодательство. Вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением недвижимым имуществом, когда недвижимость является предметом экономического оборота, всегда регулирует гражданское законодательство.

  1. Алексеев В. А. Концепция государственной регистрации прав на недвижимость в Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2011.
  2. Арабидзе Д. Г. Анализ проблем и перспектив государственной регистрации сделок с недвижимостью. -М.: Олма-пресс, 2006.
  3. Бабич М. Е. Перспективы развития нотариата в Российской Федерации // Нотариус. 2011. — № 2.
  4. Баранов A. C. Практика судебных споров в сфере сделок с недвижимостью. М.: Юридическая литература, 2008.
  5. Бабкин С. А. Основные начала организации оборота недвижимости. М., 2006.
  6. Игнатова, М. С. Взаимодействие органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, с иными органами и организациями / М. С. Игнатова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». — 2006. — № 13. — С. 233–236.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector