Как продать парковочное место в подземном паркинге?
1 «серый» и 2 законных способа продать машино-место в жилом комплексе
Машино-место в подземном паркинге жилого дома, как правило, является общедолевой собственностью. А это значит, при его продаже, разрешение придется спросить у владельцев всех соседей по парковке. А их может оказаться и 100, и 150 и 200 человек. Впрочем, существует, как минимум, один полузаконный два законных способа продать машино-место.
Машино-место в подземном паркинге жилого комплекса сложно продать по двум причинам. Во-первых, в Екатеринбурге предложение в большинстве случаев опережает спрос. Потенциальных покупателей всегда ограниченное количество – обычно это жители одного многоквартирного дома. Причем, продавать машино-места в подземном паркинге могут одновременно как физические лица, так и сам застройщик. А последий может предложить покупателям квартир хорошие бонусы и скидки на машино-места. Тягаться с застройщиком в плане продажи сложно, частному продавцу машино-места, скорее всего, придется «двигаться» в цене.
Но даже если продавец согласится на демпинг, он столкнется с проблемой номер два. Парковочное место в большинстве случаев является объектом общедолевой собственности. Застройщики продают машино-места как доли или паи, поскольку на сегодняшний день закон не позволяет регистрировать место, не обособленное стенами, как самостоятельный объект.
Есть, как минимум, три способа продать машино-место в подземном паркинге. Два метода полностью соответствуют букве закона, еще два являются «обходными» путями.
I Законные способы
1) Получить отказ от всех сососбвеников
Это самый правильный метод с точки зрения соблюдения закона, но самый трудный в плане реализации. Первая сложность состоит в выявлении имен и адресов собственников остальных долей. ТСЖ может не располагать актуальной информацией о составе владельцев.
Второй сложностью является получение письменного согласия на продажу 100-200 человек в зависимости от размера паркинга. Формально соблюсти процедуру возможно двумя способами: при подписании бумаг у нотариуса (слишком большие расходы в данном случае) или отправлением извещений о продаже телеграммами с уведомлением. В тексте телеграммы должна быть указана стоимость объекта, дата отправления и срок для ответа (один месяц). Согласно Гражданскому кодексу РФ, отказом может считаться отсутствие ответа. Таким образом, если в течение месяца никто не ответил, то Росреестр зарегистрирует сделку на основании отправленных извещений.
Правда, если извещение не было получено вовремя, то по закону совладелец вправе в течение трех месяцев после сделки вправе требовать в суде перевода покупки на себя. Продавцу тогда придется возвращать деньги покупателю и выходить на новую сделку.
2) Передать полномочия главе ТСЖ
Этот способ можно назвать наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения закона и удобства для продавца. Тонкость состоит в том, что изначально инициативу по оформлению доверенностей от покупателя должен взять на себя ТСЖ. Однако далеко не во всех жилых комплексах заведен такой порядок.
Впрочем, юристы считают, что этот метод получения отказа от преимущественного права выкупа является спорным. Не исключено, что подобную сделку можно будет оспорить в суде.
II Альтернативный путь
Этот способ связан с заключением притворной сделки – под видом одной операции производится другая. Наказание за совершение подобных сделок законодательством не предусмотрено. Однако, если заинтересованная сторона докажет, что сделка была притворной, то покупателя обяжут вернуть квартиру, а продавца – деньги.
1) Дарение
При дарении согласие от других сособственников не требуется. Продажа по договору дарения наиболее уместна в случае, когда сделка производится между родственниками или друзьями, т.е. продавец не заинтересован в обмане покупателя.
Реализация подобной схемы в случае, когда продавец и покупатель являются незнакомыми людьми, может подставить покупателя под удар. В отличие от договора купли-продажи, где фиксируется, что имущество передается свободным от прав третьих лиц, договор дарения этого не предусматривает. В данном случае покупатель не защищен от того, что на объект могут претендовать иные лица. Предъявить продавцу будет нечего.
Кроме того, у этого способа есть одна характерная особенность: в данном случае налог в размере 13% будет платить «одаряемый» – то есть покупатель. Тогда как в случае сделки купли-продажи налог с продажи всегда платит продавец.
Вывести продажи машино-мест из «тени» могли бы законодательные изменения. Эксперты не видят препятствия для того, чтобы на законодательном уровне было разрешено регистрировать машино-места в подземных паркингах как самостоятельные объекты.
«Я не вижу, в чем препятствие законодательно закрепить, сделать паркинг объектом собственности, к которому не возникало бы никаких вопросов. Для этого достаточно сделать изменение буквально в одной статье. У нас некоторые вещи доходят до абсурда, к сожалению».
А между тем, в последнее время в обсуждении этой темы даже были некоторые подвижки.
Отметим, что сегодня некоторые девелоперы бьются над тем, чтобы оформить машино-места как индивидуальные объекты. В исключительных случаях им это удается (за ограждения принимаются бордюры). Однако такие прецеденты носят единичный характер. Если законодательные изменения будут приняты, то владельцы перестанут испытывать сложности с их продажей.
Как продать парковочное место в подземном паркинге – образец договора и важные нюансы
На основании вступившего в действие нового закона №315, повлиявшего на ряд поправок в ГК и прочих законодательных актах, в нынешнем году изменен статус машиномест. Отныне парковочные места в паркингах различных типов (подземных, надземных) причисляются к отдельному виду собственности. Законодательные новшества затрагивают процесс продажи подобных объектов. Что именно поменялось для желающих продать парковку?
Содержание статьи:
Трудности продажи парковочного места, оставшиеся в прошлом
Раньше владелец парковочного места считался долевым собственником стоянки. То есть ему принадлежало не отдельное машиноместо, а доля от общей площади паркинга. Например, 1/200 часть ли 1/600 часть. Все зависело от вместимости парковки.
Фактически продажа осложнялась изрядным числом долевых собственников. По закону они имели первоочередное право на покупку продаваемого места. Таким образом, продавцу доли было необходимо заниматься оповещением других собственников о продаже объекта. На это действие отводился месяц.
В чем заключались трудности:
Продавец тратил время и деньги на рассылку писем. Иногда приходилось платить отступные – всегда находились претенденты на продаваемое место. С несогласными соседями договаривались финансовыми способами.
Покупатель пребывал более месяца в ожидании завершения сделки.
Зачастую использовался обходной путь, избавляющий от лишних затрат и волокиты – машиноместо попросту дарилось. Большая часть продаж оформлялась с применением подобной схемы. Представляете, 95% мест для машин меняли владельца по факту дарения. Документально это выглядело именно так, на деле – за оговоренную сумму.
Продажа машиноместа с учетом законодательных новшеств
Теперь машиноместа можно ставить на кадастровый учет.
Этот процесс аналогичен процедурным действиям с иной недвижимостью (квартирами, домами, дачными участками):
Заказывается техплан на объект. Этим занимается сотрудники кадастровой службы.
Готовый план и документ, подтверждающий право на владение парковочным местом (договор о покупке или долевом участии) подаются в Росреестр.
На этом собственно и завершается перерегистрация. Сегодня (с 2017-го года) право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН, а не свидетельством о госрегистрации, как было ранее.
Иными словами, владелец машиноместа регистрирует его в Росреестре с предварительным выделением своей доли из общего имущества. Следовательно, собственной площадью он вправе распоряжаться без предварительного оповещения соседей – согласие третьих лиц уже не требуется.
Значит, процесс продажи сводится к следующим шагам:
Поиску покупателя.
Согласованию стоимости объекта.
Подтверждению прав на машиноместо (предоставление документации).
Составлению и подписанию договора о покупке-продаже.
Основными пунктами договора являются:
Индивидуальные данные участников сделки (ФИО, адрес регистрации, данные паспорта).
Описание объекта продажи/покупки с указанием точного адреса расположения, площади и так далее.
В договоре прописывается стоимость (цифрами и прописью).
Желателен акт о приеме-передаче или отдельный пункт об осмотре парковочного места покупателем и отсутствии претензий, касающихся расположения и других параметров, с его стороны.
Отсутствие различных видов обременения (арест, залог и так далее) гарантируется продавцом.
Организационные расходы перекладываются на покупателя.
Образец договора о продаже машиноместа
Договор купли-продажи машиноместа
Город _______________. Дата_________________.
Мы, гр. _____________________________, дата рождения __________, место рождения: __________, гражданство: __________, пол: __________, паспорт гражданина Российской Федерации _____, выданный _____________, проживающий по адресу: _________ именуемый в дальнейшем «ПРОДАВЕЦ», с одной стороны, и гр. __________, дата рождения __________, место рождения: __________, гражданство: __________, пол: _________, паспорт гражданина Российской Федерации _______, выданный ______________, проживающий по адресу: __________, именуемый в дальнейшем «ПОКУПАТЕЛЬ», с другой стороны, вместе именуемые Стороны, действуя добровольно, заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. ПРОДАВЕЦ продает, а ПОКУПАТЕЛЬ покупает машиноместо, назначение: нежилое, номер на поэтажном плане ___, находящееся по адресу: Россия, __________ область, г. __________, ул. __________, дом __, корп. __, этаж – ___ (подвальный), общей площадью ____ (______________) кв. м.
2. Указанное машиноместо принадлежит ПРОДАВЦУ по праву собственности, на основании Договора купли-продажи машиноместа от __________ _______ года, что подтверждается:
2.1 Свидетельством о государственной регистрации права, бланк серии ________, выданным _____________, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № __________________.
2.2. Выпиской из ЕГРН _________________________.
3. По соглашению Сторон стоимость машиноместа по настоящему Договору составляет _________ (__________________) рублей. Соглашение о цене является существенным условием настоящего договора.
4. Расчеты между Сторонами на момент подписания настоящего Договора, произведены в полном объеме.
5. Машиноместо до заключения настоящего договора никому не отчуждено, не заложено, в споре, под арестом (запрещением) не состоит. ПРОДАВЕЦ гарантирует, что машиноместо правами третьих лиц не обременено, в доверительное управление, в аренду, в качестве вклада в уставной капитал не передано.
6. Покупатель осмотрел машиноместо до подписания настоящего договора и не имеет претензий по месторасположению, состоянию и качеству отделки.
7. При подписании настоящего договора стороны подтверждают, что действуют добровольно, не вынужденно, на обоюдно выгодных условиях, понимают значение своих действий и не заблуждаются относительно сделки, не лишались и не ограничивались в дееспособности, под опекой и попечительством не состоят, не страдают заболеваниями, препятствующими осознать суть подписываемого договора, а также у них отсутствуют обстоятельства, вынуждающие совершить данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.
8. Расходы по заключению настоящего договора несет ПОКУПАТЕЛЬ.
9. Настоящий Договор содержит весь объем соглашений между сторонами в отношении предмета настоящего Договора, отменяет и делает недействительными все другие обязательства или представления, которые могли быть приняты или сделаны Сторонами, будь то в устной или письменной форме, до заключения настоящего договора.
10. Настоящий договор составлен и подписан в трех экземплярах, один из которых передается в регистрирующий орган, один экземпляр выдается ПРОДАВЦУ и один экземпляр – ПОКУПАТЕЛЮ.
ПОДПИСИ СТОРОН:
Видео сюжет расскажет об новвоведениях в закон об оформлении машиноместа в собственность
«По новому закону машиноместо, как квартиру, можно продать, купить и взять в ипотеку»
С 1 января 2017 года машиноместо получило официальный статус объекта недвижимости. Парадоксально, но факт: по новому закону машиноместо, как квартиру, можно продать, купить, сдать в аренду и даже (невероятно!) взять ипотеку на его приобретение. Юлия Карпова, руководитель правового центра Европейской Юридической Службы попыталась разобраться, много ли найдется желающих стать полноправным собственником машиноместа:
«Теперь любой автовладелец, оформивший парковочное место в собственность, может снизить налог на недвижимость и выделить машиноместо из долевой собственности. Новый Федеральный Закон дал четкое определение машиноместу, из которого следует, что вовсе не любая территория, на которой вы оставляете свой автомобиль, может быть признана недвижимостью. Участок земли, официально предназначенный для хранения машины, должен отвечать следующим признакам:
– использоваться исключительно для транспортных средств – располагаться в части здания или сооружения – не ограничиваться (частично ограничиваться) строительной или другой ограждающей конструкцией – границы территории должны быть описаны, согласно требованиям Законодательства о государственном кадастровом учете.
Люди могут не бояться, что весь двор жилого дома будет оформлен в собственность и заставлен автомобилями. Ведь пользоваться и распоряжаться придомовой территорией можно только по решению общего собрания собственников жилья. Ни один из собственников многоквартирного дома не может продать или передать свою долю земли, которая относится к общедолевому имуществу – ни соседу, ни родственнику, ни гостю из другого города, если общее собрание не одобрило такую покупку.
Если раньше собственник доли обязан был сначала предложить купить машиноместо своим соседям по паркингу, причем полагалось оформить предложение в письменной форме, подождать месяц ответа, и только тогда, если желающих среди своих не найдется, искать покупателя со стороны – то с 1 января 2017 года такая сложная процедура не требуется. Решили продать – пожалуйста. И месячный испытательный срок и обсуждение на общедомовом собрании больше не нужно. Теперь собственник сможет совершенно легально продать, сдать в аренду или передать по наследству свое машиноместо без согласования соседей.
До 2017 машиноместа могли оформляться только как доля в нежилом помещении без указания конкретного назначения, соответственно облагались налогом как нежилые помещения – до 0,5%, и налоговые льготы собственнику не предоставлялись.
Теперь налоговая ставка, исходя из кадастровой стоимости, составляет 0,3%. Таким образом, если в Свидетельстве о государственной регистрации права собственности в качестве объекта указано «машиноместо», то его законный владелец может обратиться в налоговую инспекцию для перерасчета налога или для предоставления налоговой льготы.
Теперь, когда машиноместо приравнивается к недвижимости, совладелец долевой собственности может в натуре выделить в общей собственности свою часть, которая предназначена для парковки. Для этого нужно определить границы парковочного места, после чего зарегистрировать свое право собственности и начинать распоряжаться им по своему усмотрению (в соответствии с Законом, конечно!). Причем, согласие совладельцев долевой собственности в этом случае уже не понадобится, если участник предоставит в Росреестр соглашение всех сособственников или решение общего собрания, определяющего порядок пользования недвижимым имуществом, которое находится в общей долевой собственности.
Хочу отметить, что любой человек может оставить всё как есть, и не оформлять парковочное место в собственность – он может воспользоваться или не воспользоваться своим правом. Однако, если такое желание возникло, необходимо оформить все по Закону: – заказать у кадастрового инженера технический план объекта; – утвердить план в Росреестре вместе с договором купли-продажи машиноместа или договором долевого участия.
Кстати, с 2017 года вместо Свидетельства о государственной регистрации владельцам машиномест выдается выписка из ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости). Когда мы ознакомились с основными положениями Закона о приравнивании машиноместа к объекту недвижимости, возникает вопрос, как в классическом детективе: кому выгодно? С одной стороны, новый Закон позволяет собственнику полноценно распоряжаться машино-местом: продавать, дарить или же взять в ипотеку, что, безусловно, упрощает торговый оборот парковочных мест и делает этот сегмент рынка недвижимости более привлекательным, в том числе, для застройщиков. С другой стороны, стоит отметить и некоторые недостатки Законодательного акта.
Как минимум, платные стоянки снимут с себя ответственность за сохранность автомобилей своих клиентов, а парковочные места будут сдавать в аренду. Таким образом, подать в суд по факту причинения вреда автомобилю или в случае его хищения станет невозможным, поскольку собственники паркинга в этой ситуации не несут ответственность за машину. Также будущим собственникам следует иметь в виду, что после оформления права собственности на машиноместо у них автоматически возникает обязанность платить налог на имущество».
Машино-место: переоформлять по новым требованиям или нет?
Партнер юридической фирмы “Алимирзоев & Трофимов
специально для ГАРАНТ.РУ
Юрист юридической фирмы “Алимирзоев & Трофимов”
специально для ГАРАНТ.РУ
С 1 января 2017 года машино-место станет самостоятельным объектом недвижимости (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).
Закон уточняет определения, содержащиеся в ст. 130 Гражданского кодекса и ст. 1 Градостроительного кодекса, а также правовой статус машино-места в целом. Чтобы считаться объектом недвижимости, машино-место должно быть поставлено на кадастровый учет в установленном законом порядке. Кроме того, собственники смогут получать компенсацию за отчуждение машино-места в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ в новой редакции). Также машино-места станут предметом ипотеки наравне с иными объектами недвижимости – земельными участками, зданиями, помещениями и пр. (ст. 69.1 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” в новой редакции). Данные о машино-местах будут содержаться в ЕГРП. А при расчете налога на имущество физических лиц за машино-место станет применяться налоговая ставка в размере не более 0,3% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, дискуссия о том, является ли машино-место самостоятельным объектом недвижимости, и если да, то каким требованиям оно должно соответствовать, можно считать закрытой.
Отметим, что на практике, сложившейся до принятия Закона, машино-место и сегодня является самостоятельным объектом гражданского оборота. Однако выработалось несколько способов оформления прав на машино-места.
В соответствии с первым из них машино-место не рассматривается как самостоятельный объект недвижимости, а помещения, в которых располагаются такие машино-места, находятся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в доме. Размер доли в таких помещениях определяется по количеству мест на паркинге. Соответственно, при таком подходе для надлежащего оформления перехода права собственности на машино-место собственнику приходится соблюдать нормы ст. 250 ГК РФ о преимущественном праве покупки других сособственников (владельцев машино-мест) и получать их нотариально заверенные согласия на сделку. Стоит также отметить, что такие объекты облагаются налогом как нежилые помещения: налоговая ставка составляет до 0,5% от кадастровой стоимости, налоговые льготы не применяются.
На наш взгляд, классическим примером оформления машино-мест в долевую собственность могут служить те случаи, когда парковка устроена на многоуровневой механизированной платформе. Собственник не получает конкретное место в паркинге, а имеет право поставить свой автомобиль на любую платформу конструкции. В некоторых таких парковках собственник даже не может ни самостоятельно определить, ни проконтролировать, на какой именно из платформ будет размещен его автомобиль.
Добавим, что сложилась также судебная практика применения законодательства о долевом строительстве (Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”). Суды подтверждают, что объектом долевого строительства является жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые являются индивидуально-определенными вещами, и приходят к выводу, что машино-место таковым объектом не является. Они опираются на то, что документация, оформляемая в отношении машиноместа, не содержит сведений о каких-либо физических границах (ограждающих конструкциях, стенах, перегородках), которыми машино-место будет изолировано от других машиномест в помещении паркинга (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2011 г. по делу № А05-4359/2011).
Есть и другой способ оформления права на машино-место, можно сказать, прямо противоположный. В тех случаях, когда техническая документация зданий содержит сведения о машино-местах (в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке включения сведений о машиноместах в документы технического и кадастрового учета зданий, сооружений и помещений, утв. ФГУП “Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ” от 20 октября 2008 г. № 244), последние рассматриваются и оформляются как самостоятельные объекты недвижимости (помещения или части помещений). В таком случае машино-место, как правило, представляет собой прямоугольник, начерченный краской на полу помещения, отведенного под паркинг. Такое машино-место ставится на кадастровый учет, владельцы машино-мест получают кадастровые паспорта, содержащие все идентификационные признаки машино-места (местоположение, точные границы, размеры и площадь) и его порядковый номер. Переход права собственности при продаже машино-места регистрируется так же, как при сделках с другими объектами недвижимости.
С принятием новых правил, вступающих в силу с 1 января 2017 года, вопрос оформления прав собственности на машино-места в помещениях, находящихся в составе жилых домов, решен окончательно в пользу второго способа. То есть не должно быть сомнений в том, что машино-место (при условии, что его границы описаны в порядке, установленном законодательством о кадастре), представляет собой такое же недвижимое имущество, как и, например, квартира. А сделки с машино-местами должны совершаться в том же порядке, что и сделки с квартирами. Таким образом, собственники машино-мест получат такую же правовую защиту, какую имеют собственники других объектов недвижимого имущества.
По нашему мнению, законодатель подтвердил один из двух сложившихся на практике подходов, не привнеся в него ничего нового.
Полагаем, что с 2017 года в тех ситуациях, когда границы машино-места нельзя будет определить по правилам законодательства о кадастровом учете, или машино-место не будет иметь характеристик, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (вид, границы и местоположение объекта недвижимости в помещении, наличие соответствующей технической документации), новые нормы не могут быть применены.
Закон устанавливает порядок “перерегистрации” прав собственности на машино-места, сведения о которых уже содержатся в ЕГРП. Так, если право собственности на объект недвижимости уже зарегистрировано, замена ранее выданных документов (в которых в качестве вида объекта недвижимого имущества указывается машино-место) осуществляется по желанию собственника (то есть необязательна). Для этого будет необходимо подать в Росреестр заявление об учете изменений сведений, содержащихся в ЕГРП, в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с новыми требованиями. В случае если в ЕГРП зарегистрирована долевая собственность на машино-места, собственники вправе осуществить выдел в натуре своей доли посредством определения границ машино-места, а также зарегистрировать право собственности на машино-место. При этом общая долевая собственность прекращается со дня регистрации права собственности последним участником долевой собственности. Необходимость уплаты и размер государственной пошлины в обоих случаях пока что не установлены.
На наш взгляд, остается открытым вопрос о том, будут ли и должны ли сособственники помещений паркинга многоквартирных жилых домов, владеющие парковочными местами на праве общей долевой собственности, сведения о которых не содержатся в ЕГРП, переоформлять такие машино-места в индивидуальную собственность, и если да, то каким образом.
Представляется, что если машино-место отвечает требованиям законодательства о кадастре (расположено в специально отведенном для этого месте, имеет границы и индивидуальный номер и т. д.), то у собственника есть формальное основание поставить такое машино-место на кадастровый учет и оформить в индивидуальную собственность. Полагаем, что для этого будет можно воспользоваться механизмом регистрации права собственности на вновь созданный объект – подача в Росреестр заявлении о государственной регистрации права собственности вместе с приложением всей необходимой технической документации. Размер госпошлины в этом случае составит 2 тыс. руб. для физических лиц.
В то же время будут ли все машино-места в подземном паркинге дома определены как объекты недвижимости на основании заявления первого сособственника (с приложением всей необходимой технической документации), или же этот процесс станет постепенным и будет зависеть от воли каждого отдельного сособственника (например, размер долей каждого не обратившегося собственника будет пропорционально изменяться), покажет правоприменительная практика.
На наш взгляд, перерегистрация машино-места в качестве самостоятельного объекта недвижимости рекомендуема для полноценного использования объекта в гражданском обороте и защиты интересов собственников.
Как продать машино-место в жилом комплексе? Комментарий управляющего партнера ЮК Генезис Артема Денисова на портале Квадратный метр
Машино-место в подземном паркинге жилого дома, как правило, является общедолевой собственностью. А это значит, при его продаже, разрешение придется спросить у владельцев всех соседей по парковке. А их может оказаться и 100, и 150 и 200 человек. Впрочем, существует, как минимум, один полузаконный два законных способа продать машино-место.
Машино-место в подземном паркинге жилого комплекса сложно продать по двум причинам. Во-первых, в Екатеринбурге предложение в большинстве случаев опережает спрос. Потенциальных покупателей всегда ограниченное количество – обычно это жители одного многоквартирного дома. Причем, продавать машино-места в подземном паркинге могут одновременно как физические лица, так и сам застройщик. А последий может предложить покупателям квартир хорошие бонусы и скидки на машино-места. Тягаться с застройщиком в плане продажи сложно, частному продавцу машино-места, скорее всего, придется «двигаться» в цене.
Но даже если продавец согласится на демпинг, он столкнется с проблемой номер два. Парковочное место в большинстве случаев является объектом общедолевой собственности. Застройщики продают машино-места как доли или паи, поскольку на сегодняшний день закон не позволяет регистрировать место, не обособленное стенами, как самостоятельный объект.
Есть, как минимум, три способа продать машино-место в подземном паркинге. Два метода полностью соответствуют букве закона, еще два являются «обходными» путями.
I Законные способы
1) Получить отказ от всех сососбвеников
Это самый правильный метод с точки зрения соблюдения закона, но самый трудный в плане реализации. Первая сложность состоит в выявлении имен и адресов собственников остальных долей. ТСЖ может не располагать актуальной информацией о составе владельцев.
Второй сложностью является получение письменного согласия на продажу 100-200 человек в зависимости от размера паркинга. Формально соблюсти процедуру возможно двумя способами: при подписании бумаг у нотариуса (слишком большие расходы в данном случае) или отправлением извещений о продаже телеграммами с уведомлением. В тексте телеграммы должна быть указана стоимость объекта, дата отправления и срок для ответа (один месяц). Согласно Гражданскому кодексу РФ, отказом может считаться отсутствие ответа. Таким образом, если в течение месяца никто не ответил, то Росреестр зарегистрирует сделку на основании отправленных извещений.
Правда, если извещение не было получено вовремя, то по закону совладелец вправе в течение трех месяцев после сделки вправе требовать в суде перевода покупки на себя. Продавцу тогда придется возвращать деньги покупателю и выходить на новую сделку.
2) Передать полномочия главе ТСЖ
Этот способ можно назвать наиболее оптимальным с точки зрения соблюдения закона и удобства для продавца. Тонкость состоит в том, что изначально инициативу по оформлению доверенностей от покупателя должен взять на себя ТСЖ. Однако далеко не во всех жилых комплексах заведен такой порядок.
Впрочем, юристы считают, что этот метод получения отказа от преимущественного права выкупа является спорным. Не исключено, что подобную сделку можно будет оспорить в суде.
Этот способ связан с заключением притворной сделки – под видом одной операции производится другая. Наказание за совершение подобных сделок законодательством не предусмотрено. Однако, если заинтересованная сторона докажет, что сделка была притворной, то покупателя обяжут вернуть квартиру, а продавца – деньги.
При дарении согласие от других сособственников не требуется. Продажа по договору дарения наиболее уместна в случае, когда сделка производится между родственниками или друзьями, т.е. продавец не заинтересован в обмане покупателя.
Реализация подобной схемы в случае, когда продавец и покупатель являются незнакомыми людьми, может подставить покупателя под удар. В отличие от договора купли-продажи, где фиксируется, что имущество передается свободным от прав третьих лиц, договор дарения этого не предусматривает. В данном случае покупатель не защищен от того, что на объект могут претендовать иные лица. Предъявить продавцу будет нечего.
Кроме того, у этого способа есть одна характерная особенность: в данном случае налог в размере 13% будет платить «одаряемый» – то есть покупатель. Тогда как в случае сделки купли-продажи налог с продажи всегда платит продавец.
Вывести продажи машино-мест из «тени» могли бы законодательные изменения. Эксперты не видят препятствия для того, чтобы на законодательном уровне было разрешено регистрировать машино-места в подземных паркингах как самостоятельные объекты.
«Я не вижу, в чем препятствие законодательно закрепить, сделать паркинг объектом собственности, к которому не возникало бы никаких вопросов. Для этого достаточно сделать изменение буквально в одной статье. У нас некоторые вещи доходят до абсурда, к сожалению».
А между тем, в последнее время в обсуждении этой темы даже были некоторые подвижки.
Отметим, что сегодня некоторые девелоперы бьются над тем, чтобы оформить машино-места как индивидуальные объекты. В исключительных случаях им это удается (за ограждения принимаются бордюры). Однако такие прецеденты носят единичный характер. Если законодательные изменения будут приняты, то владельцы перестанут испытывать сложности с их продажей.
Место в паркинге: плата за комфорт или выгодная инвестиция?
LIVING разобрался, выгодно ли покупать свое парковочное место, за сколько можно его сдать, и какие дополнительные расходы ждут покупателя.
Решить проблему нехватки парковочных мест рядом с новостройками власти и застройщики пытаются с помощью подземных и наземных паркингов. Однако получается это не всегда, ведь собственники квартир неохотно тратятся на покупку машино-мест. В итоге парковки в комплексах комфорт-класса к моменту ввода домов в эксплуатацию могут пустовать на 60%.LIVINGразобрался, выгодно ли покупать свое парковочное место, за сколько можно его сдать, и какие дополнительные расходы ждут покупателя.
Сколько стоит место в паркинге?
В среднем по России место для автомобиля в новом ЖК обойдется в 775 тысяч рублей. По оценкам экспертов «Авито Недвижимость», стоимость машино-мест в паркингах (подземных и наземных) Петербурга за последний год снизилась на 0,6%. По оценкам участников рынка, цена варьируется от 300 тысяч рублей в отдаленных районах до 3 млн рублей в элитных жилых комплексах в престижных районах Петербурга.
Как выбрать место в паркинге? Что нужно учесть?
Для начала, трезво оцените ваши водительские навыки: парковаться в углу, рядом с колонной, близко к выезду из гаража будет неудобно, это потребует хорошей техники. Эксперты советуют также учитывать габариты автомобиля. Для больших машин (D и E класса) лучше подыскать просторное место – в идеале около 10 кв. м. Компактный городской автомобиль можно будет без проблем разместить на 6-7 «квадратах». Хорошо, если место будет находиться неподалеку от лифта подземного паркинга.
Впрочем, все эти факторы наверняка уже учтены в цене машино-места. Самые просторные и удачно расположенные квадратные метры, как правило, стоят дороже и раскупаются быстрее.
При выборе места на подземной парковке стоит заранее узнать, позаботился ли застройщик о нормальной гидроизоляции паркинга. Защита от воды особенно актуальна для Петербурга. В начале июля в городе были подтоплены несколько парковок. Грязная вода, стекавшая по потолкам, оставила пятна на кузовах припаркованных машин.
Наконец, не лишним будет проверить габариты парковочного места. По приказу Минэкономразвития от 2016 года, место для автомобиля не должно быть меньше 5,3 x 2,5 метра и больше 6,2 x 3,6 метра. Если этот норматив не соблюден, Росреестр может отказать в оформлении места в собственность.
Как оформить машино-место в собственность?
Вопреки расхожему мнению, сейчас, чтобы оформить место в собственность, не нужно получать письменное согласие других собственников паркинга (такая норма действовала до 2017 года). Теперь покупатель может зарегистрировать место самостоятельно через МФЦ. Для этого понадобится: технический план на парковочное место (его составляет кадастровый инженер на стадии оформления документов по вводу в эксплуатацию многоквартирного дома), акт приемки-передачи, который прилагается к договору долевого участия, паспорт и квитанция об оплате госпошлины.
Регистрация проходит в срок до 9 дней.
Можно ли взять ипотеку на паркинг?
Место для парковки автомобиля является таким же объектом недвижимости, как и квартира. Так что машино-место может выступать в качестве предмета залога по ипотеке. Эта норма содержится в статье 69.1 ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Какие платежи ждут собственника после покупки парковочного места?
Из дополнительных расходов – только коммунальные платежи (в Петербурге – в среднем 1,5 тысячи рублей в месяц) и налог на имущество.
При расчете налога в этом случае применяется ставка 0,3% от кадастровой стоимости. То есть, если стоимость парковочного места равна 300 тысяч рублей, то владельцу придется платить налог в размере 900 рублей.
Выгодно ли покупать парковочное место для сдачи в аренду или перепродажи?
Мнения опрошенных нами экспертов разделились. Некоторые считают, что успех предприятия зависит от соотношения стоимости аренды к цене паркинга, а также от целевой аудитории жилого комплекса.
«С аренды паркинга в Петербурге можно получать стабильный доход, который может быть выше банковских процентов. Но, как и в любом бизнесе, здесь нужен хотя бы упрощенный бизнес-план на несколько лет вперед. Нужно также учитывать, что максимальный спрос на аренду паркингов будет только после полной сдачи всех очередей в ЖК и заселения 80-90% жильцов, – поясняет заместитель генерального директора ООО «Бонава Санкт-Петербург» Александр Свинолобов. Эксперт советует в первую очередь для инвестиций рассматривать ЖК классов «комфорт+» и «бизнес».
Другие участники рынка полагают, что выгода от сдачи в аренду или перепродажи паркинга сомнительна. «Цена аренды в новостройке масс-маркета может составить 6 000 рублей в месяц (включая КУ) или 3800 тысяч за вычетом КУ (цифры округленные). В итоге выйдет 45 600 в год, – говорит директор по маркетингу Mirland Development Corporation Елена Валуева. – Например, если место продается за 600 000, то окупаемость составит 13 лет. Это цена без учета налога на собственность. При этом 600 000 – это минимальная цифра, места могут продаваться и по 700 и 800 тысяч, тогда доходность будет еще ниже. Покупка с целью перепродажи сомнительна. На мой взгляд, будет долго продаваться, и не факт, что с прибылью».
Другие цифры приводит управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая: по ее оценкам, вложения в паркинг окупаются примерно в два раза быстрее, чем в квартиры или апартаменты. «Например, в одном нашем проекте машино-место было приобретено за 1,2 млн рублей. Сегодня объект сдается за 12 тысяч рублей в месяц. То есть доходность составляет 12% годовых. Вложения окупятся меньше, чем за 10 лет».
Эксперт считает, что инвесторам стоит рассчитывать именно на пассивный доход от аренды, а не перепродажи. Ведь машино-места обычно выводят в реализацию в высокой стадии готовности новостройки по максимальным ценам, поэтому спекулятивного прироста стоимости практически нет.
Стоит ли вообще покупать место в паркинге?
Однозначно да, если вы собираетесь жить в прилегающем жилом комплексе и парковать машину на территории. Очевидно, что нормативы по обеспечению новых ЖК машино-местами устарели, и большинство современных комплексов испытывает острую нехватку парковочных мест. Например, для Ленобласти обеспеченность объектами транспортной инфраструктуры определяется исходя из значения 500 машин на 1 000 человек. Как показывает опыт областных «человейников», этот показатель уже не соответствует действительности. Если хотите парковаться рядом с домом (или прямо в нем) в любое время суток, лучше «разориться» на парковочное место.
Однако в качестве инвестиции паркинг, скорее всего, не принесет большой прибыли. При сдаче машино-места в аренду, возможно, удастся «отбить» вложенные средства через 10-13 лет. А вот продать место на парковке с большим дисконтом не получится.