Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля схема

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля схема

Новая форма налогового контроля

С 1 января 2015 года вводится новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг*. Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ. Подробности – в нашей статье. * Положения нового раздела V.2 части первой Налогового кодекса РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

Налоговый мониторинг

Первая часть Налогового кодекса РФ дополнена разделом V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, а также полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов (п. 2 ст. 105.26 Налогового кодекса РФ). Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения.

Условия проведения

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга, если в календарном году, предшествующем году, в котором представляется заявление:

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых составляет не менее 300 млн руб. (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза);
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Кроме того, совокупная стоимость активов по данным бухотчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

При этом указанные выше критерии должны соблюдаться одновременно.

Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября следующего года.

Требования к регламенту

В регламенте информационного взаимодействия указывается порядок:

  • представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления и уплаты налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся данные документы (информация);
  • ознакомления с подлинниками документов в случае необходимости;
  • отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведений об аналитических регистрах налогового учета, а также информации о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Представление заявления

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится мониторинг.(Организация, отнесенная в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса РФ к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.).

К заявлению прикладываются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация о юридических и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено указанное заявление.

Организация вправе отозвать заявление о проведении налогового мониторинга на основании письменного заявления. Это можно сделать только до принятия решения налоговым органом. В случае отзыва заявления оно не считается поданным.

По результатам рассмотрения заявления и документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено соответствующее заявление, принимает решение о проведении налогового мониторинга либо об отказе в его проведении.

Решение об отказе должно быть мотивированным. В частности, основанием для принятия такого решения является:

1) непредставление или представление не в полном объеме документов (информации) в соответствии с пунктом 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ;

2) несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ;

3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.

Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе) направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Порядок проведения

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговики вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. При этом неправомерно требовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

О выявленных противоречиях (несоответствиях) в сведениях, содержащихся в представленных документах (информации), налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) или неполной (несвоевременной) уплате налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса РФ.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения мониторинга;
  • выявления факта представления недостоверной информации;
  • систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29Налогового кодекса РФ.

Уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга производится в письменной форме в течение 10 дней со дня установления указанных выше обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга. В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам. Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

Взаимосогласительная процедура

ФНС России инициирует проведение взаимосогласительной процедуры после получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом в соответствии с пунктом 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ. Эта процедура проводится в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя).

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России уведомляет организацию об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Уведомление вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

Проверки не проводятся

В период проведения налогового мониторинга камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случаев представления налоговой декларации:

  • позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • по налогу на добавленную стоимость или акцизам, в которой заявлено право на возмещение налога.

В указанный период налоговики не вправе проводить и выездные налоговые проверки. Исключением являются случаи:

  • проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Причем в случае проведения выездной проверки по данному основанию предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением.

Кроме того, и камеральные, и выездные проверки проводятся в случае:

  • представления уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате;
  • досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг: правила и преимущества

С 1 января 2015 года действует новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг. Компания, которая решила подвергнуться этой процедуре со следующего года, должна подать в налоговую инспекцию заявление о ее проведении не позднее 1 июля текущего года. Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184. Основное преимущество налогового мониторинга в том, что он избавляет организации от выездных и камеральных налоговых проверок. Однако претендовать на него могут не все компании…

Кто может претендовать на налоговый мониторинг

1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 300 млн. руб. При этом налоги, связанные с перемещением товаров через границу Таможенного союза, не учитываются. Допустим, компания является плательщиком НДС и налога на прибыль. И подает заявление о налоговом мониторинге в 2015 году. За 2014 год сумма НДС и налога на прибыль, начисленных к уплате, составила 310 000 000 руб. Из них 110 000 000 руб. – «ввозной» НДС, уплаченный на таможне при импорте товаров. Претендовать на проведение налогового мониторинга такая организация не сможет, поскольку сумма налогов, учитываемых на предмет соответствия этому критерию, составила только 200 000 000 руб. (310 000 000 руб. – 110 000 000 руб.). «Таможенный» НДС при этом во внимание не принимается;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, если, например, компания подает заявление в 2015 году, сумма всех ее доходов по данным бухучета за 2014 год, должна быть не менее 3 млрд. руб.;

Читать еще:  Как проверить депортирован или нет из россии официальный сайт

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд. руб.

То есть, подавая заявление в 2015 году, нужно проверить стоимость активов (товаров, материалов, основных средств и т.п.) по балансу за 2014 год. Она должна быть не менее 3 млрд. руб.

Если хотя бы одно из перечисленных требований не соблюдается, претендовать на проведение налогового мониторинга организация не сможет.

Преимущества налогового мониторинга …

При этом организация добровольно, в режиме реального времени, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это и позволяет ревизорам контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. А организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2, ст. 88, 89 НК РФ.

…действуют не всегда

Так, камеральную проверку декларации инспекторы проведут в одном из следующих случаев:

  • если компания представит налоговую декларацию (расчет) по какому-либо налогу позже 1 июля года, следующего за периодом мониторинга;
  • если организация подаст декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • если компания подаст уточненную декларацию по какому-либо налогу, в которой отразит уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка, по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга.

Это установлено п. 1.1 ст. 88 НК РФ.

Выездная проверка в отношении организации за период, когда действовал налоговый мониторинг, может быть проведена:

  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подаст уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразит в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет по сравнению с ранее представленной декларацией;
  • если компания не выполнит указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если выездную проверку решит провести вышестоящий налоговый орган – в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг.

Об этом сказано в п.5.1 ст. 89 НК РФ.

Подготовка к налоговому мониторингу

  • подать соответствующее заявление;
  • получить решение налоговой инспекции о налоговом мониторинге.

Подаем заявление

Подать заявление о проведении налогового мониторинга нужно не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 3 к приказу).

К заявлению о проведении мониторинга прилагают:

  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов. Бланки для указания таких сведений есть в Приложении к заявлению о проведении налогового мониторинга (см. приказ ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184);
  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 2 к приказу). В нем отражают собственно порядок предоставления инспекции необходимых для налогового мониторинга документов в электронной форме, либо доступа к информационным системам организации, в которых содержатся такие сведения. Также в регламенте указывается порядок ознакомления контролеров с подлинниками таких документов в случае необходимости. Кроме того, здесь отражается порядок ведения регистров бухгалтерского и налогового учета, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля компании;
  • учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в том календарном году, в котором подается заявление о мониторинге.

Такие правила установлены п. 6 ст. 105.26 и п. 2 ст. 105.27 НК РФ.

Если организация подаст заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решит отказаться от такой формы контроля, то сообщить об этом в инспекцию нужно письменно. То есть придется отозвать заявление в письменном виде. Это следует сделать до того, как инспекторы примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если же решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Получаем положительное решение…

Принять решение о проведении налогового мониторинга налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором подано заявление. То есть, например, если заявление представлено до 1 июля 2015 года, инспекция примет решение не позднее 1 ноября 2015 года. В течение пяти дней после этого она направит налогоплательщику это решение в письменном виде. Его форма утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184 (Приложение 6 к приказу).

…или отказ

Впрочем, в проведении налогового мониторинга могут и отказать. Отказ инспекция также направит в письменном виде (Приложение 7 к приказу ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184).

Такой отказ должен быть мотивированным. То есть, отказаться проводить налоговый мониторинг в отношении той или иной компании инспекция может только в трех случаях. А именно:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Основание – п. 4, 5 и 6 ст. 105.27 НК РФ.

Период налогового мониторинга

Процесс налогового мониторинга

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Также в ходе мониторинга проверяющие вправе запросить у организации дополнительные документы (например, регистры налогового и бухгалтерского учета), информацию, пояснения, связанные с правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Эти документы (информацию, пояснения) нужно представить в инспекцию в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования контролеров.

Проверяя документы (информацию, пояснения), инспекторы могут выявить:

  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
  • несоответствия сведений, поданных организацией, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Об обнаруженных противоречиях и несоответствиях налоговики сообщат компании. И потребуют представить необходимые пояснения (в течение пяти дней), либо внести соответствующие исправления (в течение 10 дней).

Все требуемые документы, информацию и пояснения организация может представить в инспекцию следующими способами:

  • передать в инспекцию лично или через представителя;
  • направить по почте заказным письмом;
  • передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
  • передать их в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если организация не имеет возможности представить требуемые бумаги в установленный срок, то в течение дня, следующего за днем получения запроса от инспекции, она уведомляет об этом контролеров письменно. При этом нужно указать:

  • причины, по которым документы (информация, пояснения) не могут быть предоставлены;
  • срок, в течение которого они будут представлены.

На основании этого уведомления инспекция может:

  • либо продлить сроки представления документов (информации, пояснений);
  • либо вынести решение об отказе в продлении сроков.

В рамках налогового мониторинга проверяющие не вправе требовать бумаги, которые уже были представлены ранее в виде заверенных копий.

Все это следует из ст. 105.29 НК РФ.

Мотивированное мнение налоговой инспекции

Инспекция может составлять мотивированное мнение либо по собственной инициативе, либо по инициативе организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Мотивированное мнение по инициативе налоговой инспекции составляется в случае, если в процессе мониторинга установлен факт неправильного исчисления (удержания) или несвоевременной либо неполной уплаты налога (сбора). Его направляют компании в течение пяти дней со дня составления. Такой документ должен быть составлен не позднее, чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга. Получается, например, что мотивированное мнение по итогам мониторинга за 2016 год инспекторы должны составить не позднее 1 июля 2017 года.

Если у организации есть сомнения в том, правильно ли она рассчитала и заплатила налог, имеются неясности по вопросам отражения того или иного факта хозяйственной жизни, она вправе сама обратиться в инспекцию за мотивированным мнением. Для этого в инспекцию направляют письменный запрос. Делают это не позднее 1 июля года, следующего за периодом, который охвачен налоговым мониторингом (в частности, по мониторингу за 2016 год – не позднее 1 июля 2017 года). В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. В нем контролеры выразят свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока компанию уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо нет.

Если компания согласилась с выводами и предложениями инспекции, то она должна сообщить контролерам об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения в инспекцию направляют соответствующее уведомление. К нему прикладывают документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же фирма придерживается иной точки зрения и не следует рекомендациям налоговиков, в инспекцию представляют письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании полученных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Такие правила установлены ст. 105.30 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с организацией и налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит компании. То есть направит ей уведомление:

  • либо об изменении мотивированного мнения;
  • либо об оставлении мотивированного мнения без изменений.

Такое уведомление организации выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Получив этот документ, фирма в течение одного месяца должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией ФНС России или нет.

Такой порядок предусмотрен ст. 105.31 НК РФ.

Читать еще:  Как узнать кому принадлежит участок земли по адресу

Когда налоговый мониторинг могут прервать

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг, не дожидаясь окончания проверяемого периода (то есть, посреди года), если произойдет одно из следующих событий:

  • организация нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг станет невозможным;
  • в ходе информационного обмена компания представит недостоверные сведения;
  • фирма систематически (два раза или более) отказывает инспекции в представлении необходимых документов (информации, пояснений).

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят организацию в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Энциклопедия проверок: ФНС (часть 5) – налоговый мониторинг (раздел V.2 НК РФ)

Как и налоговые проверки, налоговый мониторинг (НМ) – это проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогоплательщиками (плательщиками сбора, налоговыми агентами) налогов и сборов.

Отличия НМ от налоговых проверок состоят в том, что:

  • Во-первых, НМ проводится только в отношении организаций, причем имеющих определенные суммовые показатели по налоговым платежам, величине дохода и стоимости активов. Подробнее критерии, при соответствии которым организация вправе применять НМ, изложены ниже в разделе «Условия проведения».
  • Во-вторых, в период проведения НМ проверяемое лицо-организация фактически в режиме реального времени обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета. Налоговый орган в ходе НМ осуществляет проверку правильности исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в процессе их начисления, а не по результатам, как при налоговых проверках.

Основные параметры мероприятия приведены в таблице 1.

Налоговый мониторинг. Основные параметры мероприятия

Норма, которой регулируется

Раздел V.2 НК РФ

В отношении кого проводится

Организации, являющиеся по законодательству РФ налогоплательщикам, плательщиками сборов, налоговыми агентами, и удовлетворяющие критериям, перечисленным в пункте 3 статьи 105.26 НК РФ

Документ, которым инициируется

По заявлению организации, на основании Решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении налогового мониторинга

Уполномоченными должностными лицами (налоговыми инспекторами) налогового органа, вынесшего Решение о проведении мониторинга, в соответствии с их служебными обязанностями

По месту нахождения налогового органа, в котором организация состоит на учете

С 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг

Документы, которые исследуются в ходе проведения мероприятия

Документы (информация), являющиеся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также регистры налогового и бухгалтерского учета

Схема порядка проведения налогового мониторинга представлена на рисунке 1.

Рис.1. Схема порядка проведения налогового мониторинга

Условия проведения

Налоговый мониторинг может быть проведен в отношении организации, у которой одновременно соблюдаются следующие условия (ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  2. Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  3. Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

Заявление о проведении НМ

Налоговый мониторинг проводится по Заявлению организации. Заявление о проведении НМ может подать организация, соответствующая перечисленным выше критериям.

    Заявление о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 3 к приказу ФНС России от 07.05.2015 № ММВ-7-15/184@, далее – Приказ № ММВ-7-15/184@) представляется организацией в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг*.

Схема порядка представления Заявления и вынесения Решения представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема порядка представления Заявления о проведении налогового мониторинга и вынесения Решения

  • Одновременно с Заявлением должны быть представлены:
    • разработанный организацией Регламент информационного взаимодействия (далее – Регламент);
    • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
    • учетная политика организации для целей налогообложения, действующая на момент представления заявления.
  • Заявление о проведении налогового мониторинга может быть отозвано организацией до принятия налоговым органом Решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга. Для этого в налоговый орган организацией представляется письменное заявление (в произвольной форме).
  • Регламент информационного взаимодействия с налоговым органом разрабатывается организацией по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@. В Регламенте организация отражает, в каком порядке предоставляет налоговому органу документы (информацию), служащие основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов: в электронной форме и (или) путем обеспечения доступа к информационным системам организации, а также порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
  • Порядок проведения НМ

    Рассмотрев заявление налогоплательщика, налоговый орган выносит Решение о проведении налогового мониторинга или Решение об отказе в его проведении.

    1. Решение о проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 6 к Приказу № ММВ-7-15/184@) или Решение об отказе в проведении налогового мониторинга (форма согласно Приложению № 7 к Приказу № ММВ-7-15/184@ выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
    2. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. В проведении налогового мониторинга может быть отказано в случае:
      • непредставления или представления организацией не в полном объеме документов (информации), предоставляемых совместно с Заявлением;
      • несоблюдения организацией условий, дающих право на проведение в отношении неё налогового мониторинга;
      • несоответствия Регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.
    3. Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год.
    4. Срок проведения налогового мониторинга: с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, по 1 октября года, следующего за годом, за который проводился налоговый мониторинг.
    5. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации, чтобы она представила соответствующие пояснения (в течение 5 рабочих дней) или внесла необходимые исправления (в течение 10 рабочих дней), если при проведении налогового мониторинга выявлены:
      • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
      • несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа.
    6. Налоговый орган обязан составить Мотивированное мнение, если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов.
    7. При проведении налогового мониторинга должностные лица налогового органа, проводящие налоговый мониторинг, вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (форма требования по КНД 1165013, Приложение № 15 приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, далее – Приказ № ММВ-7-2/189@). Если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в установленный срок (десять рабочих дней со дня получения требования), организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, может направить должностным лицам налогового органа, проводящим налоговый мониторинг, письменный запрос о продлении сроков предоставления документов (информации).
    8. Решение о продлении сроков / отказе в продлении сроков (форма по КНД 1160075, Приложение № 16 к Приказу № ММВ-7-2/189@) выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
    9. Мотивированное мнение налогового органа (позиция налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов) составляется либо:
      • по инициативе налогового органа – в случае установления факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. В этом случае оно направляется налогоплательщику в течение 5 дней со дня составления Мотивированного мнения;
      • по запросу организации. Запрос направляется организацией не позднее 1 июля года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг. Мотивированное мнение направляется организации в течение 1 месяца со дня получения Запроса. Этот срок может быть продлен на 1 месяц, если нужно истребовать у организации или у иных лиц документы (информацию), которая нужна для составления Мотивированного мнения. О продлении срока налоговый орган сообщает организации в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.
    10. Мотивированное мнение должно быть составлено по форме и в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом № ММВ-7-15/184@ (Приложения № 4,5). Подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
    11. О согласии с Мотивированным мнением организация уведомляет налоговый орган в течение одного месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии), при несогласии – вправе представить разногласия.
    12. Не позднее двух месяцев от даты окончания проведения налогового мониторинга налоговый орган должен уведомить организацию о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены организации.

    Взаимосогласительная процедура

    В случае несогласия с Мотивированным мнением организация вправе представить свои Разногласия:

    1. Разногласия представляются в течение одного месяца со дня получения Мотивированного мнения в налоговый орган, которым составлено это Мотивированное мнение.
    2. Рассмотрение представленных организацией Разногласий совместно с Мотивированным мнением и иными имеющимися у налогового органа документами (Взаимосогласительная процедура) проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, с участием налогового органа, которым составлено Мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
    3. По результатам Взаимосогласительной процедуры руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, выносится Уведомление об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения.
    4. Организация в течение одного месяца со дня получения Уведомления об изменении Мотивированного мнения либо оставлении Мотивированного мнения без изменения должна уведомить налоговый орган, которым составлено Мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с Мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного Мотивированного мнения (при их наличии).

    Досрочное прекращение НМ

    Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно. При этом организация должна быть письменно, но не позднее 1 сентября года, следующего за годом, за который проводится налоговый мониторинг, уведомлена налоговым органом о досрочном прекращении налогового мониторинга. Форма уведомления произвольная. Основаниями для досрочного прекращения налогового мониторинга являются:

    • неисполнение организацией Регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
    • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
    • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.
    Читать еще:  Как поменять водительские права узбекистана на российские

    Проверочная деятельность налоговых органов в ходе проведения НМ

    За период проведения налогового мониторинга налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки только в определенных случаях:

    1. Камеральные налоговые проверки – при представлении:
      • налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
      • налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
      • уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
      • досрочном прекращении налогового мониторинга.
    2. 2. Выездные налоговые проверки – при:
      • проведении выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
      • досрочном прекращении налогового мониторинга;
      • невыполнении налогоплательщиком Мотивированного мнения налогового органа.

    Если впоследствии у организации в результате выполнения Мотивированного мнения налогового органа возникнет недоимка, организация будет освобождена от начисления пеней и штрафов (абз. первый п. 8 ст. 75, абз. первый подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ), за исключением случаев, когда Мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. второй п. 8 ст. 75, абз. второй подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

    Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля схема

    Решение о проведении или об отказе в проведении НМ должно быть принято до 01.11. года, в котором подано заявление. НМ проводится за кален. год, но длится с 01.01 по 01.10 следующего года.

    Общая сумма НДС, налога с прибыли, акцизов и НДПИ (налога на добычу ископаемых) за год, предшествующий периоду, в котором подается заявка, составляет не меньше 300 млн р.

    Регламент по информационному взаимодействию. В нем должны быть отражены правила предоставления в ИФНС документов в электронном виде или доступа к информационным базам предприятия, где они содержатся. Кроме того, в регламенте должен быть указан порядок ознакомления инспекторов с подлинниками этих документов (при возникновении соответствующей необходимости).

    Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг

    Налоговый мониторинг — совсем новая инициатива, и пока его участники только начинают приспосабливаться к соответствующему формату взаимодействия. Но уже сейчас многие эксперты склонны характеризовать налоговый мониторинг как процедуру, имеющую ряд выраженных преимуществ и недостатков.

    Мониторинг налогоплательщиков в виде, определенном Налоговым Кодексом Российской Федерации, представляет собой пассивную форму налогового контроля — добровольную и превентивную (рисунок 1). Изучая новые нормативно правовые акты и внесенные законопроекты, стоит сделать вывод о том, что достичь поставленных целей планируется, в том числе, с помощью увеличения уровня качества налогового мониторинга. В настоящее время понятие «мониторинг» широко используется во многих сферах.

    THE CONCEPT AND LEGAL NATURE CUSTOMS DUTIES

    Рассказываем, что собой представляет эта форма налогового администрирования, кто может подключиться к налоговому мониторингу и как это сделать.

    Решение о введении процедуры мониторинга ИФНС должна принять до 1 ноября того периода, в котором было подано заявление и приложения к нему.

    Ап. жалобой признается обращение лица в НО, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения НО о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.

    Исполнение мониторинга конкурентоспособности налоговой системы объединено с потребностью гарантирования эффективности налогового регулирования экономики в целом, а также отдельных сегментов экономики. Необходимость мониторинга налоговых рисков государства выражается в потребности увеличить уровень эффективности налогового регулирования.

    Порядок подачи заявления о проведении налогового мониторинга

    Подпишитесь на рассылку налогового адвоката Павла Тылика и получайте самые актуальные и свежие материалы из области налоговых проверок.

    Аэрофлот уже несколько лет удерживает четвертое место в мире среди авиакомпаний по цифровизации. Именно благодаря высокому уровню цифровизации бизнеса мы смогли запустить «Витрину данных налогового мониторинга» — систему внутренних налоговых контролей, которые начинаются уже в момент объявления конкурсных процедур и заканчиваются только после формирования налоговой отчетности.

    НК предусмотрены две процедуры административного обжалования в вышестоящем налоговом органе (НО): апелляционный порядок обжалования; общий порядок обжалования.

    ФНС предложила крупнейшим налогоплательщикам перейти на новую форму налогового контроля — «Налоговый мониторинг». Пожалуйста, расскажите о сути проекта.

    Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, осуществляемая в форме электронного информационного взаимодействия, которая может применяться наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками.

    По общему правилу в тот период, в который проводится налоговый мониторинг, налоговая инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки налогоплательщика. Из этого правила есть исключение.

    Должен быть направлен в орга-цию в теч. 5 дней со дня его составления. В случае несогласия с мотив. мнением орг-ция в течение 1 мес. со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС.

    По общему правилу в тот период, в который проводится налоговый мониторинг, налоговая инспекция не вправе проводить выездные и камеральные проверки налогоплательщика. Из этого правила есть исключение.

    Административный порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

    Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

    Взаимосогласительная процедура

    Таким образом, участвовать в налоговом мониторинге смогут далеко не все крупнейшие налогоплательщики, а лишь представители самого крупного бизнеса России. По данным ФНС России, в настоящий момент соответствовать установленным законодательством критериям могут только 2 тысячи налогоплательщиков, а в отдельных субъектах РФ — единицы.
    Введен новый вид налогового контроля — налоговый мониторинг. Предметом налогового мониторинга будут являться правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налога и сборов, обязанность по уплате которых возложена на организацию.

    Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

    Контрольная процедура мониторинга способствует созданию благоприятного налогового климата, так как он направлен на улучшение налогового администрирования; снижение количества налоговых споров, благодаря введению взаимосогласительных процедур.

    Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг.

    Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.

    В этой связи, прежде чем подавать заявку, организация должна определить, подходит ли она под установленные критерии. Они закреплены в п. 3 статьи 105.26 НК.

    Нам удалось в четыре раза уменьшить количество документов, предоставляемых в налоговую инспекцию. Сроки подготовки годового налогового отчета сократились на два месяца. Оптимизация затрат на налоговое администрирование составляет 7 процентов, количество запросов налоговых органов снизилось на 40 процентов, а объем отчетности — в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Аэрофлот внедрил инновационный IТ-функционал — единую платформу «Витрина данных для налогового мониторинга». Решение не только упростило информационный обмен с ФНС, но и повысило качество процессов формирования отчетности.

    Институт налогового мониторинга не является чем-то революционным в налоговом законодательстве. Он активно проводится, например, в Германии, Австрии. Российская Федерация использовала опыт Нидерландов в этой сфере. В Нидерландах пилотный проект налогового мониторинга был запущен еще в 2005 г., его участниками стали 20 компаний, являющихся крупнейшими налогоплательщиками.

    Процедура начнется с первого января, а завершится – 1 октября того года, который идет за периодом проведения мониторинга, т. е. 01.10.2018 г.

    Предметом налогового мониторинга согласно п. 1 ст. 105.26 НК РФ являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых, в соответствии с НК, возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию.

    Кто может участвовать в налоговом мониторинге

    В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговую инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России. ФНС России, в свою очередь, инициирует ее проведение.

    Целью законопроекта является устранение правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и бюджетным законодательством. Его реализация позволит избежать споров о необходимости использования специального банковского счета в соответствии с Федеральным законом.

    В ноябре 2014 года принят закон № 348-ФЗ, вносящий изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации о новой форме налогового контроля — налоговом мониторинге.
    Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

    Подготовка к налоговому мониторингу

    В их число вошли такие крупные компании, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Русгидро», ОАО «Северсталь», ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и компания «Эрнст энд Янг» . По мнению Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее — ФНС), пилотный проект проведения «расширенного информационного взаимодействия» показал свою эффективность.

    Налоговый мониторинг — разновидность налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика. Налоговым органам предоставляется онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность и выявляют ошибки.

    Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина, (6 (22)), 100-106.», ama: «Арзуманова Лана Львовна. Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля. Вестник Университета имени О.Е.

    Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

    Если требования, изложенные в мотивированном мнении исполнены налогоплательщиком, то он должен уведомить об этом налоговый орган и приложить документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения.

    Ссылка на основную публикацию