О чем 115 фз краткое содержание

О чем 115 фз краткое содержание

Основные положения Федерального закона 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов”

Согласно 115-ФЗ, контролю подлежат операции на сумму не менее 600 тыс. рублей и операции, обладающие признаками необычной сделки. Нарушение положений ФЗ может привести к блокировке счетов клиента и отзыву лицензии у финансовой организации.

Главной целью Федерального закона (ФЗ) N 115-ФЗ от 07 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» является защита прав граждан и государства.

Данный ФЗ регламентирует отношения физических лиц и компаний, являющихся субъектами закона, с государственными органами, контролирующими денежные операции, с целью недопущения включения средств в незаконный оборот.

На кого распространяется действие Федерального закона 115-ФЗ

Таблица 1. Субъекты 115-ФЗ

Категория Субъекты
Физические лица Российские граждане.
Иностранные граждане.
Лица без гражданства.
Организации и индивидуальные предприниматели Кредитные организации.
Участники рынка ценных бумаг.
Страховые компании.
Федеральная почтовая связь.
Ломбарды и компании, занимающиеся скупкой драгметаллов, драгоценных камней и изделий из них.
Устроители лотерей, тотализаторов и т.д.
Управляющие компании инвестиционных, негосударственных пенсионных, паевых фондов.
Занимающиеся операциями с недвижимостью.
Потребительские кооперативы.
Микрофинансовые организации.
Операторы связи и т.д.
Иностранные структуры.

Действия, направленные на реализацию закона

К действиям, направленным на реализацию положений закона, относятся обязательный и внутренний контроль, а также запрет на информирование о мерах, предпринятых для его соблюдения. Исключение составляет информация о состоянии счета, его блокировке, отказе в заключении договора на банковское обслуживание или в проведении операций, а также о необходимости предоставления документов.

Контроль операций

Контролю подлежат операции в рублях и иностранной валюте, соответствующие определенным критериям. Они делятся на операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, имеющие признаки необычной сделки.

Таблица 2. Операции, подлежащие обязательному контролю

Сумма Суть операции
≥600 тыс. руб Операции с денежной наличностью.
Снятие или зачисление на счет юр. лица денежной наличности, если это не соответствует характеру его бизнеса.
Покупка или продажа физ. лицом наличной валюты.
Приобретение или продажа физ. лицом ценных бумаг за наличные.
Обналичивание физ. лицом чека на предъявителя, полученного у нерезидента.
Обмен банкнот одного достоинства на другое.
Внесение физ. лицом в уставный капитал компании денежной наличности.
Получение или перевод денежных средств лицу, зарегистрированному на территории государства, не придерживающегося рекомендаций ФАТФ, или имеющего счет в кредитной организации, находящейся на этой территории.
Операции по счетам и вкладам.
Сделки с движимым имуществом (драгметаллами, ювелирными изделиями, страховыми выплатами, лизинг и т.д.).
Поставки по оборонному заказу.
≥ 3 млн руб Сделки с недвижимостью.
≥ 100 тыс. руб Получение некоммерческой организацией средств и имущества от иностранных государств и организаций или переводы в их адрес.
≥ 10 млн руб Операции организаций, имеющих стратегическое значение для ОПК.
Независимо от суммы Один из участников сделки — лицо, подозреваемое в участии в экстремистской деятельности.

Примечание. Полный перечень признаков необычной сделки содержится в Приложении к Положению Банка России № 375-П от 2 марта 2012 г. Самые распространенные из них: запутанный или необычных характер сделки, не имеющий очевидного экономического смысла, и несоответствие сделки целям деятельности компании. Если операция подпадает под один из пунктов перечня, клиент обязан предоставить банку документы, подтверждающие чистоту сделки.

Основные обязанности финансовых организаций

  • Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев, согласно определенным критериям.
  • Обновление полученной ранее информации.
  • Фиксация и предоставление информации в Росфинмониторинг.
  • Блокирование денежных средств и другого имущества.
  • Проверка присутствия среди клиентов лиц, в отношении которых принято решение по замораживанию счетов.
  • Хранение информации.

Идентификация клиентов и их бенефициарных владельцев

Финансовые организации обязаны идентифицировать лицо, обратившееся к ним, используя определенные критерии.

Таблица 3. Критерии идентификации

Обязанность Субъект Информация
Идентификация клиента Физическое лицо
  • Фамилия, имя, отчество.
  • Дата рождения.
  • Гражданство.
  • Реквизиты документа, удостоверяющего личность, и, при необходимости, документов, подтверждающих право находиться на территории Российской Федерации.
  • Адрес места регистрации или пребывания.
  • ИНН (при наличии).
Юридическое лицо
  • Наименование.
  • Организационно-правовая форма.
  • ИНН или код иностранной организации.
  • ОГРН.
  • Адрес регистрации.
  • Информация о бенефициарных владельцах.

Обновление ранее полученной информации

Обновление идентификационной информации должно происходить минимум один раз в год, а при возникновении сомнений в ее актуальности и истинности — в течение семи рабочих дней.

Негосударственные пенсионные фонды должны обновлять информацию о застрахованных не реже одного раза в три года, но при возникновении подозрений в недостоверности информации обязаны перепроверить ее в течение семи рабочих дней.

Фиксация и представление информации уполномоченному органу

В обязанности организаций, совершающих операции с денежными средствами, входит фиксация и предоставление уполномоченному органу в трехдневный срок следующей информации по операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • Вид операции.
  • Причины для ее совершения.
  • Дата операции.
  • Сумма.

Кроме того, финансовые организации обязаны предоставлять информацию по запросам уполномоченного органа в порядке, установленном Центробанком РФ.

Блокирование счетов

Финансовые организации обязаны блокировать денежные средства и другое имущество клиентов, включенных в перечень экстремистов и террористов. Блокирование должно происходить незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня с момента внесения изменений в перечень экстремистов. Проверка присутствия в нем своих клиентов должна проводиться не реже одного раза в три месяца.

Хранение информации

Юридическое дело, содержащее документы, необходимые для идентификации, подлежит хранению в течение пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

Права финансовых организаций

При возникновении подозрений, что деятельность клиента может иметь незаконный характер, или он контактирует с лицами или организациями, имеющими отношение к подобной деятельности, кредитная организация имеет право:

  • Отказать ему в заключении договора на банковское обслуживание в соответствии с правилами внутреннего контроля.
  • Расторгнуть договор, если в течение года клиенту не менее двух раз было отказано в проведении операций по причине непредставления им сведений, подтверждающих чистоту сделки.
  • Отказать в проведении операции по поручению клиента на пять рабочих дней.

Ограничение прав кредитных организаций

Банкам запрещено открывать счета без личного присутствия клиента либо его законного представителя, а также без предоставления ими информации, необходимой для идентификации. Это ограничение не действует в случаях, если клиент или его представитель прежде уже были идентифицированы.

Запрещено также открывать счета в случаях, когда существует подозрение, что данный счет может быть использован клиентом в операциях по легализации средств.

Дополнительные меры, применяемые Росфинмониторингом

Росфинмониторинг может принять решение о замораживании всех счетов физического или юридического лица, если есть обоснованные подозрения в его участии в террористической деятельности или он включен в перечень лиц, участвующих в ней.

Решение о блокировке счетов незамедлительно размещается в сети Интернет, на сайте Росфинмониторинга. Ограничения могут быть отменены в судебном порядке.

Физ. лицам, к которым были применены подобные меры, может быть назначено ежемесячное пособие в размере десяти тысяч рублей.

Имущественные претензии третьих лиц, возникшие в результате блокирования счетов, могут быть удовлетворены через суд. Судебные издержки в данном случае будут возмещены за счет средств на заблокированных счетах ответчика или иного имущества.

Ответственность за нарушение Федерального закона 115-ФЗ

Нарушение финансовой организацией положений данного закона может привести к отзыву у нее лицензии. Лица, виновные в нарушении законодательства, несут ответственность в соответствии с Гражданским, Административным и Уголовным кодексами.

В завершение видео о том, как обезопасить свой расчетный счет от блокировки, согласно последней редакции 115-ФЗ.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ
“О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

Читать еще:  Ппавила возврата в детском мире

С изменениями и дополнениями от:

25 июля, 30 октября 2002 г., 28 июля 2004 г., 16 ноября 2005 г., 27 июля 2006 г., 12 апреля, 19, 24 июля, 28 ноября 2007 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5, 23, 27 июля 2010 г., 27 июня, 8 ноября 2011 г., 20 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 28 июня, 2 ноября, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 4 июня, 21 июля, 29, 31 декабря 2014 г., 2 мая, 8, 29 июня, 29, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 27 декабря 2018 г., 18 марта, 3, 26 июля, 2 августа, 2, 16, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Концепцию развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденную Президентом РФ 30 мая 2018 г.

О типовых вопросах применения отдельных норм настоящего Федерального закона см. информационные сообщения Росфинмониторинга:

Об обобщении практики применения настоящего Федерального закона см.:

информационное письмо Росфинмониторинга от 10 февраля 2016 г. N 50 и информационное сообщение Росфинмониторинга от 26 марта 2010 г.;

письмо Минфина России от 2 октября 2013 г. N 07-02-05/40858

Президент Российской Федерации

Регулируются отношения физических лиц и организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль за этими операциями в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.

Устанавливается перечень операций, подлежащих обязательному контролю, а также организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях. Определяется единый для физических и юридических лиц порог, свыше которого операции подлежат обязательному контролю – в размере 600000 руб.

На организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возлагается обязанность проведения внутреннего контроля по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю. В частности, эти организации обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 9 августа 2001 г. N 151, в “Парламентской газете” от 14 августа 2001 г. N 152-153, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 33 (Часть I) ст. 3418

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 438-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2019 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 32-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 565-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 484-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Читать еще:  Проверить регистрацию уфмс онлайн

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 5, вступающих в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 163-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2007 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2008 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Что такое ФЗ-115

115-ФЗ – это федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Содержание

115-ФЗ – это федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Согласны, звучит очень грозно. И как вообще он может быть связан с обычным бизнесом? Оказывается ещё как. Предпринимательский сектор очень сильно прочувствовал на себе его влияние в последнее время в виде массовых блокировок расчётных счетов без всякого объяснения причин. Предпринимателю запрещают пользоваться собственными денежными средствами, и всё, что дают в виде объяснения – краткую отмашку – согласно ФЗ-115.

Ознакомиться с текстом закона вы можете здесь.

Закон начал действовать ещё в 2001 году. И до 2016 года был себе обычным, знали о нём только люди заинтересованные и обязанные. Но потом Центробанк вдруг принял новую тактику и начал давление на сферу банковского обслуживания предпринимательского сектора, используя как инструмент прописанное в этом федеральном законе. И началось.

По всей стране начались блокировки банковских счетов у предпринимателей. И на сегодняшний день, вряд ли вы найдёте действующего бизнесмена, который не слышал бы о ФЗ-115 или даже не испытывал его влияние на себе.

Кого касается ФЗ-115?

Всех, кто пользуется рассчётно-кассовым обслуживанием в банковской организации. Всех, кто использует расчётный счёт для предпринимательской деятельности, для подработки, для переводов денежных средств или для личных расчётов.

Пользуются РКО как фирмы, так и физлица, которые работают даже без мысли о нарушении какого-либо закона. Могут ли они попасть под подозрения о нарушении ФЗ-115? Могут. В том случае, если неправильно оформят документацию, если допустят ошибку в платёжном поручении, если забудут сообщить банку об изменении их данных да, и по другим причинам.

Если банковская организация, предоставляющая обслуживание по р/с решит, что с вашим счётом что-то не так, а решить она может в любой момент, то вам грозит блокировка счёта.

И зачастую, при попытке добиться ответа на вопрос «из-за чего заблокирован счёт?» предприниматель получает малопонятную отмашку: «по ФЗ-115».

Виноват ли банк, в том, что в России ФЗ-115 используется так агрессивно. По большей части – нет. И это важно понимать, когда начинаешь искать варианты решения проблемы.

Конкретный банк действует согласно указаниям Росфинмониторинга Центробанка и просто пытается обезопасить сам себя. Потому что ФЗ-115 распространяется и на него. Подробнее об этом – чуть ниже. А пока – другие важные вопросы.

Можно ли платить налоги, если вам заблокировали расчётный счёт?

Можно. Законодательство РФ предусматривает возможность пополнение бюджета через оплату налогов даже с замороженного счёта.

Можно ли вывести деньги со счёта, если его заблокировали по ФЗ-115?

Нельзя. Любые операции по снятию или внешним переводам (кроме бюджета) запрещены. В этом и суть заморозки. Вас подозревают в теневой деятельности. Будьте добры объясниться, прежде чем получить возможность снова распоряжаться собственными деньгами.

Можно ли закрыть счёт, когда он заблокирован по ФЗ-115?

Можно. Средства при этом вам вернутся. Но помните, что во-первых, банк берёт за закрытие большую комиссию. А во-вторых, другой банк вам вряд ли откроет новый счёт, если обстоятельства по блокировке в связи с нарушением ФЗ-115 до конца не разъяснены.

Читать еще:  Программа фмс депорт и запрет

Советы по ФЗ-115 от Центробанка

Центробанк выпустил специальное пособие, которое содержит советы по ФЗ-115. В нём содержится информация о том, какие меры нужно принимать, чтобы вас не заблокировали по этому закону и чтобы не вызывать у банковской организации никаких подозрений. Также там можно найти инструкцию для тех, кто уже подвергся блокировке.

Как не попасть под ФЗ-115

  • Не принимать участие в обнальных схемах.
  • Работать только согласно своим кодам ОКВЭД. А если вы приняли решение изменить их – сразу сообщите в свой банк.
  • Сведения из ЕГРЮЛ должны быть исключительно достоверными.
  • В платёжном поручении нужно указывать конкретное, полное и честное назначение платежа, а не ограничиваться стандартными фразами.
  • Нужно всегда иметь документы, которыми можно обосновать совершённую операцию по р/с.
  • Совершать налоговые платежи нужно открыто и со своего основного расчётного счёта, не используя странные и запутанные схемы.
  • Всегда и сразу предоставлять документы банку, в случае, если он что-то у вас запросил.
  • Даже если часть документов не удаётся предоставить сразу, лучше прислать их спустя время, чем вообще не прислать. Если этот метод не поможет решить проблему, можно обратиться в Центробанк.

Почему банки стали массово блокировать счета по ФЗ-115?

Проблема с блокировками стала массовой и актуальной для всех сравнительно недавно. Более того, многие бизнесмены стали жаловаться на то, что их счёт был заблокирован несмотря на то, что они обслуживались в этом банке не один год.

Нет дыма без огня. И причина такого резкого изменения поведения кроется в том, что на банки «насели» сверху. И сделал это Центробанк, начав массовую чистку и отзыв лицензий. Началось это ещё в 2013 году, когда сменилось управление Центробанком. С тех пор более 200 банковских организаций выведено из игры лишением лицензий. И на этом «чистка» не будет остановлена.

Что интересно, по заявлениям Эльвиры Набиуллиной, которая и является управляющим, все банки, которые лишились права деятельности, попались именно по ФЗ-115 – то есть были заподозрены в финансировании теневого сектора экономики.

Зная это, перестаёшь удивляться тому, что происходит с блокировками счёта. Банку теперь легче потерять хорошего клиента, лишь бы только не стать объектом внимания регулятора, который может одним решением закрыть банк целиком и навсегда.

А то, что страдает в первую очередь сектор малого предпринимательства – особо никого и не волнует. Поэтому единственный доступный совет – работайте так, чтобы ваша деятельность не вызывала вопросов.

Закон 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов

zakon_115-fz_o_protivodeystvii_legalizacii_otmyvaniyu_dohodov.jpg

Похожие публикации

Закон № 115-ФЗ о противодействии легализации доходов (кратко – закон № 115-ФЗ) действует уже 18 лет – с 7 августа 2001 года. С тех пор содержание правового документа редактировалось более 60 раз. Вносимые правки совершенствуют механизм надзора за сомнительными финансовыми сделками. Однако ужесточение правил нередко осложняет ведение бизнеса добросовестными предпринимателями. Посчитав подозрительными проводимые операции, банк может заблокировать счета и отказать сомнительным клиентам в дальнейшем обслуживании.

Закон 115-ФЗ о противодействии легализации доходов: контроль банков

В 1-й статье закона № 115-ФЗ сформулированы его благие цели: борьба с легализацией преступных доходов, противодействие финансированию терроризма и производства оружия массового истребления людей. Для их выполнения банки обязаны установить обязательный контроль (6-я статья закона № 115-ФЗ):

за денежными операциями на сумму от 600 тыс. руб. – снятие со счета, покупка валюты, пополнение уставного капитала и т.д.;

за сделками с недвижимым имуществом на сумму от 3 млн. руб.;

за получением некоммерческой организацией от иностранных лиц денежной суммы от 100 тыс. рублей;

за операциями от 600 тыс. рублей, если они совершаются компаниями, имеющими стратегическое значение для российской «оборонки»;

за сделками на любую сумму, если одна из сторон подозревается к причастности к террористической или экстремистской деятельности.

В 2013 году в закон № 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов внесли важные поправки (закон № 134-ФЗ от 28.06.2013). В частности, законодатели добавили ст. 7.4 о дополнительных мерах, препятствующих финансированию террористов. Банки получили право блокировать денежные средства или другое имущество таких клиентов. Если заморожен счет физического лица, не имеющего иных источников дохода, он может рассчитывать на «гуманитарное пособие» с собственной заблокированной суммы, в размере до 10 тыс. рублей на каждого члена его семьи ежемесячно.

Подробный перечень подозрительных (необычных) финансовых сделок приведен в приложении к Положению Банка России № 375-П от 02.03.2012. Признаки, по которым банк может заподозрить клиента в незаконном отмывании денег, многочисленны – их несколько сотен. Каждому признаку присвоен отдельный код. Например, кредитная организация имеет право применить статью 7.4 ФЗ 115 о противодействии легализации доходов полученных преступных путем в следующих случаях:

сделка лишена очевидного экономического смысла или слишком запутана (код 1101);

финансовая операция не соответствует уставным целям юридического лица (код 1102);

клиент необоснованно настаивает на быстром проведении операции (код 1110);

перевод суммы менее 600 000 рублей анонимному иностранному получателю (код 1404);

существенное увеличение активности клиента по обналичиванию хранящихся в банке денег (код 1410);

регулярное поступление на счета торгующих через интернет организаций денежных средств с кредитных карт клиентов иных банков (код 2102), и т.д.

Если банк заподозрит физическое или юридическое лицо в легализации преступных доходов, клиента попросят документально подтвердить чистоту сделки.

115-ФЗ о противодействии легализации доходов: ответственность

Для банков, не исполняющих обязанности по контролю за финансовыми операциями, закон установил ответственность (13-я ст. закона № 115-ФЗ). Нарушителю грозит отзыв действующей лицензии (аннулирование документа). Если им является участник банковской группы или холдинга, в отношении него может быть наложен запрет на обмен документами и информацией сроком на один год.

Работники банка, допустившие нарушение ФЗ 115 о противодействии легализации преступно полученных денежных средств, привлекаются к административной, гражданской или уголовной ответственности – в зависимости от степени их вины, наличия умысла и прочих обстоятельств. Например, если должностное лицо банка умышленно не контролировало операции со средствами, полученными преступным путем, он может ответить за свои деяния по 174-й статье Уголовного кодекса РФ. Максимальный штраф по ней достигает 1 млн. рублей или суммы совокупного дохода преступника за пятилетний срок.

Предпринимателям, организациям и физическим лицам, заподозренным в отмывании денег, помимо замораживания счета и отказа банка от дальнейшего обслуживания, грозит попадание в «черный список». Он регулярно обновляется и рассылается по всем финансовым учреждениям. Присутствие в нем создаст проблемы при открытии счетов в других банках.

Как не попасть под подозрение банка при ведении бизнеса

Центробанк РФ издал Методические рекомендации о выявлении банками рисков проведения незаконных операций для их минимизации в соответствии с законом № 115-ФЗ о легализации преступных доходов (утверждены 21.07.2017 № 18-МР). Изучение данного документа поможет бизнесу избежать нежелательных проблем с банком.

В частности, под подозрение попадают владельцы счетов:

с которых не списываются деньги:

на зарплату, или списания не соответствуют среднесписочной численности персонала;

на хозяйственную деятельность компании;

на страховые взносы (хотя регулярно уплачивается НДФЛ);

если через них резко увеличивается количество финансовых операций;

если производимые платежи не соответствуют видам заявленной хоздеятельности компании, и т.д.

В Приложениях I и II указанных Рекомендаций размещены перечни сомнительных сделок с наличностью и переводом денег за рубеж.

Многие банки на своих сайтах также размещают рекомендации, как их клиентам избежать ограничений по денежным операциям, и что именно может вызвать подозрение со стороны финансовой организации.

Ссылка на основную публикацию