Правила обращения с медицинскими отходами в лпу ""

Правила обращения с медицинскими отходами в лпу

Правила обращения с медицинскими отходами: сбор, хранение и утилизация утиля в ЛПУ

В этой статье мы подробно расскажем о схеме и правилах безопасного обращения с медицинскими отходами в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ).

Будут освещены все необходимые нюансы работ по их сбору, хранению, обработке и транспортировке.

Также речь пойдет о причинах повышенного внимания к утилизации опасного мусора и нормативных документах, регулирующих работу с мед. отходами.

Почему мусор медучреждений подлежит контролю сбора, хранения и утилизации?

Борьба с болезнями не должна выходить за пределы медицинских учреждений. Главным источником заражения являются отходы, которые образуются во время лечения.

Поэтому, чтобы предотвратить возможность проникновения опасных микроорганизмов за пределы ЛПУ, ведется строгий учет и контроль сбора, хранения, перемещения и удаления медицинских отходов.

Строгие правила призваны обезопасить также и медицинских работников. Они регулярно вступают в контакт с отходами и ежедневно подвергаются риску вторичного заражения.

Только неукоснительное соблюдение норм и правил на всех уровнях – начиная с руководства, которое обязано обеспечить персонал спецодеждой, и заканчивая ответственным отношением отдельного сотрудника к каждому этапу своей работы – может предотвратить возникновение эпидемиологически опасных ситуаций.

Сбор медотходов

Сбор медицинских отходов в ЛПУ – начало алгоритма их утилизации. Осуществляется предварительная сортировка, размещение в контейнеры с соответствующей маркировкой. На данном этапе случаются ошибки, но точное следование базовым правилам поможет предотвратить по-настоящему опасные ситуации.

Правила и требования

Каждый класс утиля в медучреждениях обладает своими характеристиками, которые определяют особенности его сбора.

Мусор класса «А» допустимо располагать как в одноразовой, так и в повторно используемой таре.

Пакеты одноразового использования размещают на стойках-тележках (медицинских модулях) либо в баках для сбора мусора многоразового применения.

Утиль доставляют к специальным контейнерам, где происходит накопление наиболее безвредных отходов, и перегружают в них. Затем тара, которую допустимо использовать повторно, подвергается мытью и обеззараживанию.

Мусор классов «Б» и «В» предварительно дезинфицируют и помещают в одноразовую тару. Она должна быть герметична. При сборе таких отходов запрещается заполнение пакета более, чем на три четверти.

После этого из него выпускают воздух и герметизируют. Сотрудник, проводящий данную работу, должен быть защищен с помощью резиновых перчаток и марлевой повязки.

Кроме того, существуют следующие правила и требования к сбору:

  • инструмент с острыми краями, а также любые другие острые предметы кладут в отдельную упаковку для сбора и хранения в виде коробки, которая должна герметично закрываться и обладать твердыми непрокалываемыми стенками;
  • органический мусор лабораторий, операционных, а также материал, опасный с точки зрения вирусологии, упаковывают в твердую одноразовую тару;
  • для других типов мусора допустимо использовать мягкую упаковку.

На площадках временного хранения должны быть раздельные герметичные контейнеры для сбора отходов классов «Б» и «В» с соответствующей маркировкой.

Типы пакетов, контейнеров и вспомогательных средств

Перед размещением на площадках временного хранения все отходы, к какому бы классу опасности они не относились, должны быть помещены в тару с соответствующей маркировкой.

  1. Желтая тара – класс «Б» – потенциально опасный мусор. Обязательна маркировка «класс Б». Упаковка одноразовая, влагостойкая, твердая — такая, которую нельзя проколоть острыми предметами, инструментами, или мягкая – пакеты.
  2. Тара красного цвета – класс «В» – опасные отходы, должна наноситься маркировка «класс В». Для сбора разрешено использовать одноразовые, влагостойкие пакеты либо непрокалываемые контейнеры.
  3. Маркировка «класс А», могут использоваться пакеты или мешки для сбора любого цвета (за исключением желтого, красного) – для безвредного мусора.
  4. Пометка «класс Г», цвет любой, кроме желтого, красного; тара с плотно прилегающей крышкой. Так упаковывают медицинский мусор, представляющий токсикологическую опасность: с содержанием ртути, хлора, аммиака, других вредных химических веществ.

Стоит отметить, что маркировка и соответствие класса опасности цвету тары утверждены СанПиН 2.1.7.2790-10.

Сбор отходов класса «Д» – радиоактивных – осуществляется в специальные для этого емкости, которые размещаются в особо защищенных помещениях. На тару наносится знак «радиационная опасность». Порядок обращения с мед. отходами данного класса регламентируется СП 2.6.1.2612-10.

Что запрещается персоналу при сборе?

Чтобы снизить риск заражения для медицинских сотрудников и обеспечить эпидемиологическую, токсикологическую, радиационную безопасность вводится ряд запретов.

Ниже перечислим, что именно запрещается медицинскому персоналу при работе с отходами, их сборе и утилизации:

  • ручным способом разрушать утиль классов «Б» и «В», а также вручную снимать иглы после инъекций;
  • надевать колпачок на использованные иглы;
  • работать с мусором без средств индивидуальной защиты: перчаток, спецодежды;
  • строго запрещается пересыпать неупакованным, а также утрамбовывать мусор классов «Б» и «В»;
  • применять мягкую упаковку для утилизации острых предметов;
  • размещать тару на близком расстоянии от нагревателей, дистанция должна составлять не менее 1 м.

Данные меры служат для предотвращения вторичного инфицирования персонала и посетителей ЛПУ.

Временное хранение, требования к помещению

Этап сбора мусора завершается размещением его в специально подготовленных комнатах. В них осуществляется временное хранение медицинских отходов. Требования прописаны в соответствующих санитарно-эпидемиологических правилах.

Пол и стены должны быть отделаны плиткой, потолок покрыт моющейся краской, а двери и окна изготовлены согласно нормативам. Кроме того, в помещении должны быть вентиляция, бактерицидный облучатель, а также умывальник, кран и сток.

Если в ЛПУ отсутствуют установки по обеззараживанию, то хранить безвредные, потенциально опасные и опасные отходы можно не более суток. Также не более суток можно хранить отходы при температуре более 5 ˚C. Дезинфицированный мусор при температуре менее 5 ˚C допускается хранить до пяти суток.

Дезинфекция, обеззараживание

Часть процедур по обезвреживанию утиля проводится на территории медицинского учреждения.

Медицинские отходы класса «В» не допускается транспортировать без предварительной дезинфекции.

При этом можно использовать только физические методы. Исключения: пищевые отходы, выделения пациентов. Требования к отходам класса «Б» менее строгие.

Для проведения процедур обеззараживания на территории ЛПУ создаются площадки. Они оснащаются специальным оборудованием. Дезинфекция проводится методами автоклавирования или СВЧ облучения.

Применяют ионизирующее, инфракрасное, радиоактивное излучения. Во многих случаях для обеззараживания разрешено использовать химические вещества. Широко применяются соединения на основе хлора, а также КПАВ.

Отходы класса «Г» проходят процедуры обезвреживания в зависимости от своего типа. Так, если медикаменты, в том числе вакцины, можно утилизировать на месте образования отходов, то ртутьсодержащий утиль требует обязательного вывоза и обезвреживания в специальных условиях.

Утиль класса «Д» дезактивируется только специальными компаниями, имеющими соответствующее оборудование и государственную лицензию на данную деятельность.

Обезвреживание других типов отходов также может проводиться силами организаций, работающих по договору с ЛПУ. Тогда в задачи медицинских работников входит только сбор и размещение на площадках временного хранения.

Утилизация при помощи специализированного оборудования

Кроме обработки мусора, в медицинском учреждении могут проводиться работы по его уничтожению.

Подобное оборудование сконструировано специально для ЛПУ, в нем предусмотрено простое управление и несложное обслуживание всех элементов агрегата.

В крематорах, инсинераторах, печах медицинские отходы утилизируют путем сжигания. Любые органические фрагменты разлагаются на простейшие вещества, которые не представляют опасности.

Другой тип специальных аппаратов – измельчители. С их помощью раскалывают и утрамбовывают некоторые отходы, например флаконы из-под медикаментов. Затем получившуюся массу помещают в агрегаты для обеззараживания и по окончании дезинфекции утилизируют мусор как ТБО.

Вывоз и транспортировка

При транспортировке опасных не обеззараженных мед отходов за пределы ЛПУ требуется использовать специально подготовленный для этого транспорт. Применять его для других целей не допускается.

При этом должны соблюдаться следующие условия:

  • кабина отделена от кузова;
  • кузов устойчив к обработке дезинфицирующими и моющими средствами;
  • на внешней стороне надпись: «Медицинские отходы»;
  • есть приспособления для фиксации контейнеров с мусором;
  • в наличии комплект для экстренного обеззараживания.

Транспорт подлежит дезинфекции не реже, чем один раз в неделю. Многоразовая тара подвергается мытью на специально оборудованном участке, принадлежащем компании-перевозчику: раз в неделю для отходов класса «А», после любого опорожнения для класса «Б».

Для перевозки утиля класса «А» допустимо применять транспорт, используемый для обыкновенных бытовых отходов. Транспортирование классов «Г» и «Д» осуществляется в соответствии с общими правилами перевозки токсичных и радиоактивных отходов.

Учет в ЛПУ

Чтобы контролировать перемещение и утилизацию отходов, ведется строгий учет количества и типа медицинского мусора. Это происходит на всех уровнях: от каждого конкретного участка образования отходов до учреждения в целом.

Этим целям служат технологические журналы:

  • журнал участка;
  • журнал подразделения (отделения), в нем фиксируется количество и тип упаковок;
  • журнал организации, здесь записывается не только тип и количество мед.отходов, но и вес, а также данные о предприятии, осуществившем вывоз.

Кроме того, в журналах проставляется дата, а также подписи лиц осуществивших сдачу и прием тары с утилем.

Необходимыми документами являются акты, подтверждающие вывоз и уничтожение медотходов. Они составляются на месте утилизации и визируются подписями и печатями как представителей ЛПУ, так и сотрудников фирмы производящей утилизацию.

Читать еще:  Особенности перехода с осно на усн в 2017г

Нормативные документы

Среди всех типов мусора, медицинский стоит особняком, его не касается ФЗ №89, который регламентирует обращение со всеми остальными типами отходов. В данной сфере применим ФЗ №52, устанавливающий нормы санитарно-эпидемиологических условий для жителей России.

СанПиН 2.1.7.2790-10 дает наиболее полную информацию о требованиях к обращению и правилах проведения тех или иных работ при сборе, хранении и утилизации медотходов.

Также правила обращения с отходами даются в ФЗ №323 от 2011 года и обуславливаются постановлением Правительства № 681 от 2012 года.

Порядок сбора, хранения и утилизации медицинских отходов классов «А» — «Г» регламентируется СП 2.1.7.1386-03.

Правила утилизации радиоактивных отходов класса «Д» устанавливаются ФЗ №190, а также СП 2.6.1.2612-10 и СП 2.6.6.1168-02.

Как и где происходит обучение сотрудников?

В штатном расписании ЛПУ должна быть предусмотрена должность специалиста, ответственного за работу с мусором. Организация обучения персонала правилам обращения с медицинскими отходами также входит в его обязанности.

Ни одна операция, связанная с обращением опасного утиля, не может проводиться неподготовленным персоналом.

Для сотрудников ЛПУ, осуществляющих сложные операции при работе с отходами, обучение правилам их сбора, хранения и утилизации может проводиться в специально аккредитованных организациях. По окончании курсов выдается свидетельство государственного образца.

Для персонала, работа которого не требует сложных манипуляций с опасным мусором, достаточно проведения регулярного инструктажа силами собственных специалистов ЛПУ.

После ознакомления с правилами каждый сотрудник оставляет подпись в журнале, свидетельствующую о том, что информация об алгоритме и правилах обращения с опасными отходами, в том числе нормах их сбора и хранения, была им получена и усвоена.

Полезное видео

В данном видео представлена подробная лекция об организационных и эпидемиологических аспектах обращения с медицинскими отходами:

Подведение итогов

Сбор, хранение, утилизация мед отходов и контроль за ними – сложный многоэтапный процесс, в котором задействовано множество людей. Каждый сотрудник должен четко выполнять инструкции и неукоснительно следовать правилам.

Ведь речь идет не только об эпидемиологической безопасности, но и о здоровье, жизни самих медицинских работников, которые постоянно контактируют с потенциальными источниками заражения.

Схема обращения с медицинскими отходами

Даже самые незначительные медицинские учреждения производят отходы. Часть из них малоопасная и может быть утилизирована как обычный мусор. Есть отходы, которые способны причинить вред природе и человеку. Чтобы медутиль не представлял угрозы для планеты и всех живущих на ней, в каждой организации разрабатывается схема обращения с медицинскими отходами. Это документ, с которым должны быть ознакомлены все медицинские работники. В его основе лежат установки СанПиН 2.1.7.790-10. В схеме определяются действия с мусором, начиная от сбора и заканчивая переработкой или полным уничтожением.

Что должно быть в общих положениях документа?

В самом начале схемы определяется, что подразумевается под такими действиями, как:

  1. Обеззараживание. Под термином понимается дезинфицирование предметов с целью полного уничтожения или ослабления опасных микробов. Могут применяться физические и химические методы воздействия.
  2. Обезвреживание. Означает обработку с целью предотвращения биологического, химического и токсического воздействия на природу и живые организмы.
  3. Утилизация. Означает вторичное применение медотходов после прохождения этапа или этапов переработки.

В этом же разделе должен быть пункт о назначении лиц, которые будут обращаться с мусором и контролировать процесс обращения с отходами. Указывается, какие сотрудники отвечают за правильное обращение с различными классами медицинского мусора. Перечисляются должности, для которых составлена инструкция.

Важно: К работе с опасными медицинскими отходами не должны быть допущены лица моложе 18 лет.

В основных положениях документа назначается периодичность прохождения медосмотров сотрудниками, обращающимися с мусором, также говорится о необходимости прививок медперсонала.

Общие положения определяют периодичность инструктажей медработников (раз в год). Также в этой части документа говорится о том, что работать с медицинскими отходами сотрудники должны в специальной одежде и обуви, её нельзя брать домой для стирки, в ней запрещено покидать рабочее помещение.

Разделение отходов на группы

В отделе, посвящённом группам медмусора, указывается, какие виды утиля бывают в медучреждениях:

  1. Металлические – скарификаторы, иглы, вышедшие из строя инструменты.
  2. Резиновые – перчатки, трубки и т. п.
  3. Бумажные – пакеты, писчая бумага, картонная упаковка, газеты.
  4. Древесные – старая мебель.
  5. Стеклянные – чашки Петри, ампулы, пробирки и аналогичные предметы.
  6. Ртутные – термометры, люминесцентные и бактерицидные лампы.
  7. Текстильные – ветошь, марля, салфетки, вата и аналогичные предметы.
  8. Пищевые – отбросы пищеблока.
  9. Полимерные – чашки Петри, одноразовые шприцы и т. п.
  10. Лекарственные и химические – вышедшие по сроку и неиспользованные медикаменты.
  11. Лабораторные – моча, фекалии, кровь и т. п.

Разделение на классы

В схеме также все отходы должны быть разделены на классы. В данном случае повторяется классификация, предписанная СанПиНом. Всего рассматривается 5 классов – А, Б, В, Г и Д. Каждый следующий опаснее предыдущего. Остановимся подробнее на каждом:

  1. А – всё, что не контактировало с пациентами и не представляет эпидемиологической опасности.
  2. Б – мусор, который потенциально опасен в эпидемиологическом плане. Сюда входят расходные материалы с остатками крови, пищевые отбросы, штаммы микроорганизмов.
  3. В – всё, что реально может стать источником эпидемии. Предметы и материалы, бывшие в контакте с инфекцией.
  4. Г – не содержат инфекцию, но угрожают окружающей среде. Это токсичные жидкости и газы.
  5. Д – радиоактивный мусор.

Далее схема рассматривает правила обращения с каждым отдельным классом утиля.

Правила организации сбора, временного хранения и удаления отходов

В схеме обращения с медицинским мусором, имеющимся в учреждении, должно быть подробно описано, как обращаться с каждой категорией утиля, кто допускается к такой работе, и какие меры безопасности следует соблюдать.

Для класса А

Руководители ЛПУ предъявляют к обращению с данным классом не много требований, так как этот вид мусора не опасен ни людям, ни природе. Он должен утилизироваться в соответствии с общими правилами утилизации.

  • сборка утиля группы А должна осуществляться не реже 1 раза в неделю;
  • при небольших объёмах разрешается помещать отходы в обычные мусорные контейнеры;
  • пакеты и ёмкости с отбросами подлежат маркировке, грузятся в стандартные контейнеры и транспортируются в места уничтожения на мусорных машинах.

То, что классифицируется как А, не подлежит учёту.

Для класса Б

С данного уровня начинается классификация опасного утиля. При обращении с отходами класса Б сотрудники медучреждений должны придерживаться следующих правил:

  • используются ёмкости с жёлтой маркировкой, учитывающие свойства собираемого материала;
  • в процессе сбора и хранения должны быть минимизированы риски разгерметизации ёмкостей;
  • тара для утиля должна выдерживать вес до 15 кг;
  • тара плотно закрывается и размещается в специальных контейнерах, которые перевозятся санитарными машинами.

Важно: Обеззараживание данного вида мусора осуществляется термическими методами.

Для класса В

Согласно схеме, утиль, входящий в данную группу, требует следующего обращения:

  • одноразовая упаковка может быть твёрдой (непрокалываемой) и мягкой (плотные пакеты);
  • на таре обязательно должна быть красная маркировка;
  • вес заполненной ёмкости не более 10 кг;
  • допускается заполнение упаковки не более, чем на ¾ объёма;
  • из ёмкостей удаляются мусор и воздух;
  • химическое обеззараживание применяется в отношении выделений пациентов и пищевых отбросов;
  • согласно схеме основная группа отходов обеззараживается физическими методами.

Для класса Г

Несколько иные правила применяются при обращении с токсическими веществами и предметами, входящими в категорию Г. Требования такие:

  • согласно схеме обращения, ёмкости для сбора таких отходов должны быть герметичными и храниться в специальных помещениях;
  • обезвреживание токсичных материалов должно осуществляться на месте с применением специализированного оборудования специально обученным персоналом;
  • к работе допускаются сотрудники в спецодежде и обуви, снабжённые всеми необходимыми средствами защиты.

Транспортировать отходы класса В должен обученный персонал, способный быстро принимать правильные решения в экстренных ситуациях.

Для класса Д

Данный вид отходов имеется не в каждом медицинском учреждении. Так, в аптеке при составлении схемы, нет необходимости включать в неё правила обращения с классом Д.

Так как класс Д крайне опасен, схема обращения с ним включает отдельные требования. Персонал, работающий с таким утилём, регулярно инструктируется на случай возникновения непредвиденных ситуаций.

Для фиксации радиоактивного мусора в учреждении заводится специальный журнал. Утиль измеряют на уровень радиации, помещают в специальную упаковку и располагают в специальных, непропускающих радиацию, хранилищах.

Схема действий персонала медучреждения в случае нарушения целостности упаковки

Разрабатываемая на медпредприятии схема обращения с опасным мусором должна включать план экстренных действий сотрудников в случае утечки утилизируемых веществ.

Читать еще:  Можно ли продать дачу без приватизации?

Примерная схема поведения такая:

  1. На месте инцидента осуществляется срочная дезинфекция помещения и отходов с применением специальных средств.
  2. Направляется сообщение в МЧС.
  3. Если есть угроза для людей или подозрение на угрозу, немедленно перекрываются подступы к месту происшествия – изолируются близ расположенные комнаты и коридоры.
  4. При проведении дезинфекции и сборе опасных веществ персонал работает в спецкостюмах.
  5. Проводится эвакуация пациентов и персонала.
  6. Вызывается специальная служба.

Контроль движения отходов медучреждений

В схеме обращения с мусором предусматриваются меры по учёту опасных веществ и предметов, ставших мусором. Заводятся учётные журналы, в которых фиксируются такие характеристики отходов:

  • масса;
  • количество ёмкостей;
  • какая организация осуществляет перевозку;
  • особенности транспортировки.

Производственный контроль

В схеме обращения с отходами указываются лица, обязанные контролировать процессы, связанные с передвижением мусора. Проверки фиксируются в специальных журналах.

Помимо контроля на уровне медучреждения, соблюдение требований санитарного законодательства проверяют органы прокуратуры по представлению Роспотребнадзора либо по заявлениям частных лиц. С жалобой в прокуратуру имеет право обратиться любой гражданин, заметивший нарушение.

СанПиНы и иные документы, регламентирующие обращение с отходами

Требования к обращению с медицинским мусором, алгоритмы и схемы действий закрепляются в специальных документах:

  1. Учётный технологический журнал, в котором содержатся записи о количестве утиля, его характеристиках, особенностях обращения. Для каждого отдельного вида отходов заводится отдельный журнал.
  2. Схемы сбора, дезинфекции и хранения отбросов. Данная документация призвана чётко сформулировать алгоритм действий персонала в стандартных и экстренных ситуациях.
  3. Документы, подтверждающие безопасность утиля и готовность к транспортировке на объекты, где будет осуществляться уничтожение или утилизация.
  4. Приказы руководителей организаций и вышестоящих органов обо всех нововведениях.

Утилизационное оборудование

В зависимости от класса собираемых отходов медучреждение использует различные виды оборудования. Наиболее часто применяются химические и термохимические установки для обезвреживания мусора.

Для сбора, хранения и перевозки утиля используются герметичные ёмкости.

Требования, предъявляемые к персоналу и процессу транспортировки

Схема обращения с мусором составляется для персонала, который соприкасается с опасными отходами медицины. В докуемте должна содержаться вся необходимая информация о действиях сотрудников при обращении с мусором.

Сотрудники утилизационной сферы должны знать правила сбора, хранения, обезвреживания и перевозки опасных веществ и предметов. Это должны быть организованные ответственные люди, понимающие риски и масштабы бедствия, к которому может привести халатность.

Сотрудники, обращающиеся с мусором, должны уметь пользоваться утилизационным оборудованием и знать об особенностях токсических веществ, с которыми работают.

Транспортировка опасных грузов осуществляется:

  • в специально оборудованном санитарном транспорте;
  • в контейнерах для медицинского мусора;
  • при наличии документации, в которой подробно описаны характеристики перевозимого, и как обращаться с ним.

Важно: Контейнеры должны быть промаркированы маркерами, указывающими на степень опасности содержимого.

Что категорически запрещается делать при обращении с медотходами?

Нельзя работать с опасным мусором без спецодежды. Запрещено оказывать силовое воздействие на вещества и предметы. Нельзя спешить.

Персонал должен строго придерживаться утверждённой руководством схемы действий. В случае возникновения опасных ситуаций, не создавать паники и действовать по протоколу.

Заключение

Собственная схема обращения с медицинским мусором должна быть разработана в каждом медицинском учреждении. За основу можно взять стандартный образец из интернета и адаптировать его под условия конкретной клиники.

Медицинские отходы: классификация и правила обращения

По данным ВОЗ, около 15 % отходов медико-санитарной деятельности представляют опасность для человека и окружающей среды. Они несут в себе инфекционную, химическую или радиоактивную угрозу, способны массово отравлять людей и загрязнять экологию в долгосрочной перспективе. Поэтому деятельность по обращению с медицинскими отходами строго регламентируется законом, ведутся разработки новых, более безопасных методов утилизации – проблема решается глобально, на мировом уровне.

История проблемы медотходов

Говорить об опасности медицинских отходов стали во второй половине ХХ столетия. Проблема возникла в связи с открытием ряда инфекционных заболеваний, угрожающих человечеству эпидемиями. Ученые разных стран делали акцент на том, что заразиться ВИЧ, гепатитом В или С можно в ходе проведения медицинских процедур, а значит, пришло время взять ситуацию под контроль.

Более пятидесяти лет назад, чтобы предотвратить эпидемии в медучреждениях, в практику ввели одноразовый инструментарий и расходные материалы, стали повсеместно использовать средства дезинфекции и бактерицидные лампы.

Вопрос классификации медицинских отходов, их правильного сбора и хранения был поставлен Всемирной организацией здравоохранения в 1979 г. Именно тогда независимый экспертный совет отнес их к классу опасных и указал на необходимость специальных методов обращения и утилизации.

В 1989 г. на конференции в Базеле был принят международный документ – «Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», который вступил в силу в 1992 г. 170 стран мира, ратифицировавших этот документ, обязуются не принимать и не вывозить опасные отходы через границы других государств, а также должны организовать их безопасную утилизацию. Вторым пунктом в классификации опасных после радиоактивных значатся отходы из медицинских учреждений. Всего в этом списке 45 единиц.

Первым российским документом, в котором была представлена таблица классификации медицинских отходов по классам опасности, стал СанПин 2.1.7.728-99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений». Актуальным в настоящее время является обновленный СанПин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», разработанный в 2010 г.

Проблема утилизации медицинских отходов возникла более 50 лет назад

Что такое медицинские отходы

Медицинские отходы – это все, что образуется в результате работы медучреждений и ЛПУ. К ним относят остатки тканей человека или животных, биологические жидкости, предметы медицинского ухода, фармпрепараты, бинты. Они представляют огромную опасность, так как могут содержать патогенные микроорганизмы, частицы токсичных и радиоактивных веществ, а в случае бесконтрольного выхода за пределы больниц – становятся источником потенциальной эпидемии.

Классы опасности

Медицинские отходы подразделяются на классы опасности.

Эпидемиологически безопасные, нетоксичные отходы, которые по составу приближены к твердым бытовым, не контактировали с биологическими жидкостями или инфекционными больными. К ним относят канцелярские принадлежности, упаковку, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства, смет от уборки территории, отработки центральных пищеблоков и подразделений ЛПУ, кроме инфекционного и фтизиатрического.

Отходы класса А можно собирать в любые герметичные пакеты

  • Класс Б.

Отходы с потенциалом инфицирования, которые могут привести к эпидемиям. К опасным медицинским отходам класса Б принадлежат:

  • материалы и инструменты, загрязненные биологическими жидкостями, например кровью;
  • патологоанатомические отходы;
  • органические послеоперационные (органы, ткани);
  • пищевые – из инфекционных отделений;
  • отходы из лабораторий (микробиологических, клиникодиагностических), из фармацевтических производств, которые имеют дело с микроорганизмами 3–4-й группы патогенности;
  • из вивариев;
  • непригодные к использованию живые вакцины.

Медицинские отходы класса Б собирают в герметичные желтые пакеты со специальной маркировкой

  • Класс В.

Чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, которые контактировали с инфекционными болезнями и могут спровоцировать распространение инфекции.

К ним относят отходы:

  • лабораторий и фармацевтических производств, которые имеют дело с микроорганизмами 1–2-й групп патогенности;
  • фтизиатрических стационаров;
  • микробиологических лабораторий, работающих с возбудителем туберкулеза.

Медицинские отходы класса В собирают в герметичные красные пакеты со специальной маркировкой

  • Класс Г.

Токсикологически опасные отходы, близкие по составу к промышленным. В их числе:

  • просроченные лекарственные средства и антисептики;
  • цитостатики и химиопрепараты;
  • ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование;
  • отходы фармацевтических производств;
  • отходы от эксплуатации оборудования, систем освещения и др.
  • Класс Д.

Радиоактивные отходы. К ним относят любые материалы, предметы, частицы, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые нормы радиационной безопасности.

Порядок утилизации медицинских отходов классов А, Б, В, Г

К работе с медотходами допускаются лица, которые прошли предварительный инструктаж и имеют вакцинацию против гепатита В. Все действия выполняются в соответствии с принятой в медучреждении схемой, которая подробно описывает процесс сбора, временного хранения, утилизации медицинских отходов классов А, Б, В, Г.

Поэтапно процесс выглядит так:

  • Сбор медотходов в местах образования в одноразовую тару, которая соответствует классу опасности.
  • Помещение их в многоразовые контейнеры для транспортировки в места временного хранения.
  • Пребывание мусора в местах накопления – до 24 часов в специальных или подсобных помещениях, дольше этого срока – в холодильной или морозильной камере.
  • Обеззараживание медицинских отходов класса опасности В и Б.
  • Транспортировка к месту утилизации на специально оборудованных автомобилях компаний, с которыми ЛПУ заключило договор.

Финишный этап жизнедеятельности медицинских отходов – сжигание в печи

Что такое участок по обращению с медотходами

Для сбора, накопления, аппаратного обеззараживания и утилизации медицинских отходов групп Б и В медицинская организация в России обязана обустроить специальный участок в отдельном здании или на самостоятельной территории. К помещениям также предъявляют много требований, например такие:

Читать еще:  Можно ли перейти на упд не с начала года

  • условное разделение на «чистую» и «грязную» зоны;
  • наличие канализации, водопровода, электричества, отопления и автономной вентиляции;
  • холодильное оборудование для отходов медицинского учреждения класса Б, которые предстоит хранить дольше 24 часов;
  • устойчивая к мытью и дезинфекции поверхность стен, пола, потолков и мебели;
  • хорошая система вентиляции, исключающая перетекание воздушных масс из «грязных» зон в «чистые»;
  • наличие поливочного крана и поддонов в производственных помещениях, а также раковины для мытья рук – в местах обеззараживания;
  • температура воздуха в помещении – +18…+25 °С, относительная влажность – не выше 75 % и др.

Участки временного хранения медотходов бывают разными – в зависимости от масштаба медучреждения

Как организован документальный учет

Для учета обращения медицинских отходов необходимы такие документы:

  • технологические журналы для каждого структурного подразделения (в них указывают количество упаковок отходов классов Б и В);
  • технологический журнал организации (фиксируют объем или вес мусора, сведения об организации, которая занимается вывозом);
  • документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание (выдает компания, с которой заключен договор);
  • технологический журнал участка по обращению с отходами.

Какие требования предъявляют к транспортировке

Чтобы обеспечить сохранность медицинских отходов и предотвратить заражение людей, воздуха, почвы, для их перевозки используют специализированный транспорт:

  • кабина и кузов должны быть отделены друг от друга;
  • материал изготовления кузова – устойчивый к обработке моющими и дезинфицирующими средствами, а также к механическому воздействию;
  • для перевозки длительностью более четырех часов внутри должно присутствовать оборудование для охлаждения;
  • в кузове обязательно наличие приспособлений для фиксации тары, погрузки и выгрузки;
  • в транспортном средстве должен быть набор для экстренной дезинфекции в случае рассыпания или разливания содержимого пакетов/контейнеров;
  • обязательно наличие средств мобильной связи.

Водители, выполняющие транспортировку отходов из медицинских организаций, проходят периодические медосмотры и профилактическую иммунизацию. Каждый из них получает комплект индивидуальной защиты – перчатки, маску или респиратор, специальную обувь и фартук.

Несмотря на строго регламентированную действующую систему обращения с медотходами, ее усовершенствование продолжается. ВОЗ прилагает все усилия, чтобы улучшить методики сбора, сортировки и обеззараживания. Ведется поиск новых безопасных и экологичных способов утилизации.

Медицинские отходы представляют огромную опасность. Удастся ли удержать под контролем эту «бомбу замедленного действия», зависит от каждого участника цепочки – руководителя медучреждения, рядовых сотрудников, компании, организующей вывоз и утилизацию.

Методическая разработка на тему: ” Правила обращения с медицинскими отходами”

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Московский областной медицинский колледж № 3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала

Тема: Правила обращения с медицинскими отходами

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Егорьевск 2016 год

Рассмотрено на заседании ЦМК профессиональных модулей №2

от «___»_____________2016 г.

Председатель _______ Бадалина О.Ю.

Зав. отделом по УВР

______________ Шувалова Н.А.

Разработчик : Бадалина О.Ю. преподаватель ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой» Егорьевский филиал

Представленная работа представляет собой методическую разработку по теме: «Правила обращения с медицинскими отходами».

Тема соответствует программе ПМ 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» для студентов специальности «Сестринское дело».

Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» (базовый уровень подготовки) и Рабочей программой профессионального модуля ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Практическое занятие проводится с применением мультимедийной презентации.

Изучение данной темы базируется на знании дисциплины: Гигиена и экология, Основы микробиологии и иммунологи, ВБИ, Фармакологии.

Изучение темы создаёт базу для дальнейшего изучения ПМ: ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», ПМ.03 «Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях», ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Методическая разработка состоит из: «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», «Изложение нового материала», «Физкультминутка», Самостоятельная внеаудиторная работа.

Методическая разработка может использоваться как при самостоятельной подготовке студента к уроку, так и при работе на самом занятии, поскольку содержит полный теоретический и разнообразный практический материал. Эта тема является актуальной как в прошлом, так и в настоящем и будущем.

Медицинской сестре ежедневно приходится проводить обработку инструментария и материалов медицинского назначения, производить сбор, хранение и утилизацию медицинских отходов, осуществлять контроль за работой младшего медицинского персонала, т.к. не соблюдение санитарного – противоэпидемиологического режима в отделениях ЛПУ приводит к возникновению внутрибольничной инфекции.

Сложно переоценить значение данной темы для формирования профессиональных компетенций, так как инфекционная безопасность пациентов и медперсонала – это одно из самых главных условий осуществления медицинской помощи на всех уровнях и этапах.

Получение знаний и навыков по организации инфекционной безопасности в лечебно-профилактических учреждениях станет основой для воспитания профессионалов сестринского дела.

Изучить определение медицинских отходов

Изучить правила сбора, хранения и утилизации отходов класса А

Изучить правила сбора, хранения и утилизации отходов класса Б

Изучить правила сбора, хранения и утилизации отходов класса В

Изучить правила сбора, хранения и утилизации отходов класса Г

Изучить правила сбора, хранения и утилизации отходов класса Д

Изучить требования к персоналу, задействованному в организации
обращения с медицинскими отходами

Изучить обеззараживание и (или) обезвреживания медицинских
отходов классов Б и В

Формирование профессиональных навыков компетенций при выполнении сестринского ухода

После изучения данной темы студент должен уметь:

Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

После изучения данной темы студент должен знать:

Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

Основы профилактики внутрибольничной инфекции;

Факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

Принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

Основы профилактики внутрибольничной инфекции;

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

рассмотреть этико-деонтологические аспекты темы;

воспитывать ответственность по отношению к своим обязанностям;

воспитывать у студентов набор важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника;

воспитывать чуткость, отзывчивость, умение работать в команде, готовность прийти на помощь коллеге при необходимости;

воспитывать активную жизненную позицию в отношении обеспечения инфекционной безопасности на рабочем месте;

воспитывать умение осознавать ответственность за жизнь и безопасность пациента

воспитывать умение анализировать свое поведение.

развивать логическое, клиническое мышление, внимание, память, познавательный интерес к данной теме;

развивать навыки самостоятельной работы;

развивать умение контролировать выполнение манипуляций;

развивать профессиональные навыки;

обучить пользоваться нормативными документами;

развивать навыки устной речи.

Используемые педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий, здоровьесберегающих технологий.

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики.

Время занятия : 180 минут

Количество часов: 4

Оборудование и оснащение: учебники, тетради, презентация, ноутбук, проектор, тестовые задания, бланки ответов на тестовые задания, ситуационные задачи, кроссворды, иллюстративный материал, вода, мыло, полотенце, перчатки, дозатор с антисептиком, маски, очки, емкости с дез. растворами, ветошь, аптечка аварийная, емкости для сбора отходов разных классов, одноразовые пакеты для сбора отходов разных классов.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector