Сколько водитель должен находиться за рулем ""

Сколько водитель должен находиться за рулем

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени. Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения.

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Рабочее время водителя

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Читать еще:  Проблемы добыча песок ндпи

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

Сколько времени водитель может находиться за рулем. Отпор работодателю

Вопрос от читателя:

«Здравствуйте Сергей, я ваш теска меня также зовут Серега. Спасибо вам за ваш сайт, не люблю жаловаться, но накипело. Просто нужно с кем-то поделиться, может посоветуешь что (давай на «ТЫ»). Все дело в том, что я дальнобойщик. Кручу баранку на просторах нашей родины, работа не простая но терпимая, наверное, книгу мог бы написать про прелести наших дорог, да и некоторых водителей. Ну да ладно лирическое отступление. Короче сейчас кризис, раньше работа была вполне на уровне, и отдыхали хорошо, и зарабатывали не плохо. Но сейчас кризис, мне ли вам рассказывать, народ сокращают, а те кто остается вынуждены работать и днем и ночью – я не исключение. Бывает, просто вырубаешься за рулем, а ведь скоро осень, да и зима не за горами, там еще сложнее будет. А работодатель постоянно ставит рейсы, но мы нормально не отдыхаем. А те, кто бунтует – их некого не держат. В общем, Серега, подскажи как надавить на этих офисных крыс – сколько времени по закону должен отдыхать водитель? Спасибо тебе за твой труд!»

Спасибо за приятные слова, читай ответ дальше …

ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ

Во-первых, очень приятно познакомиться. Конечно, давай перейдем на «ТЫ».

Во-вторых, понять твое опасение можно, ведь у нас реально только на бумаге работают законы, а по сути, каждый работодатель что хочет — то и воротит.

В-третьих, все же стоит попробовать мягко намекнуть на закон. Про это мы и поговорим ниже.

Чем нужно оперировать

Тут конечно совсем не автотематика, однако знать свои права нужно всем. И для этого существует трудовой кодекс РФ (Российской Федерации). Смотрим пункты про – Положениях об особенности рабочего времени и времени отдыха водителей, которые были утверждены приказом (№15) Минтранса РФ еще 20.08.2004, и с этого времени, если мне не изменяет память не менялись.

Так вот, если посмотреть положение 7, настоящего приказа, то можно понять – что продолжительность рабочего времени водителя не может превышать – 40 часов в неделю.

Конечно для городских водителей, это легко отследить, но для дальнобойщиков, коим ты являешься все немного по-другому.

Для дальнобойщиков

Понятно, что дальнобойщики могут находиться в пути гораздо больше времени, они просто не могут уйти с работы. То есть здесь есть явное превышение еженедельной или ежедневной нормы. В таком случае, также существует определенное положение №8, которое нам позволяет суммировать рабочее время. Таким образом, суммированное время даст нам определенную норму рабочего времени за месяц. Простыми словами, если человек работал 24 часа, то он отработал, как бы три рабочих дня – за один. Это касаемо именно дальнобойщиков.

Хочется отметить, что период для водителей, должен быть длиной в месяц и не превышать его!

Оплата труда при таком режиме, может быть оплачена как по часам, так и по дням. Все зависит от того по каким тарифным ставкам работает предприятие. Если расчет ведется по часам, то должны выплатить столько денег — сколько водитель «накатал» часов.

Опять же водитель не может работать сутками, здесь должен быть разработан график работы, или сменности (для тех, кто работает не нормировано). Причем с этим графиком должны вас ознакомить не позднее, чем за месяц до введения его в действие. Это регулируется в положении № 4. В этом графике, должны быть четко указаны время (начала и окончания), а также продолжительность рабочего дня, также если день равняется почти суткам, тогда должны быть указаны – время перерывов (на питание и сон), а также междусменный интервал и еженедельный отдых. Тут стоит отметить что, в месяце вы должны работать ровно 40 часов, неважно это идет по дням или по суткам. Если вы перерабатываете, то есть работаете больше часов в неделю, тогда все часы «сверху» признаются сверхурочными.

Их оплата, происходит следующим образом — согласно статье 152 ТК РФ – первые два часа работы оплачиваются в полуторном размере, последующие в двойном. Также работодателю стоит помнить, как гласит статья 99, привлечение сотрудника на сверхурочную работу должно быть только с его согласия.

Работа в выходной день водителя регулируется положениями 28 и 29. Из них можно понять — что привлечение происходит только с письменного согласия работника. Согласно статье 153 ТК, оплата, как по дневной смене, так и по часовой в выходной день оплачивается в двойном размере.

Если водитель работает в ночную смену, а это с 22 до 6 часов. То такие часы оплачиваются по повышенному тарифу (ст. 154 ТК). Как говорит нам Постановление Правительства от 22 июля 2008, № 554 минимальное повышение должно быть 20% от дневной нормы.

Суточный график

Если водитель отправляется в междугородний рейс, он должен иметь перед глазами сменный график. Также обязательно работодатель, должен предоставить водителю схему движения по маршруту. В ней должны быть «жестко» описаны – время короткого отдыха, время для питания, а также места для ночлега.

Сейчас пройдемся по пунктам, которые должен учесть работодатель:

1) Сложение рабочего времени (смены) не может быть больше чем 10 часов (положение п.9). Если перевозка длиться до 12 часов, то нужно предоставить водителю место отдыха. В таком случае, продолжительность смены может быть 12 часов. Если груз движется более 12 часов по дорогам, тогда в рейс нужно посылать двух водителей. Один работает — другой отдыхает, также машина должна быть оборудована спальным местам, для второго водителя.

2) Время за рулем не может быть больше чем 9 часов. Вместе с небольшим отдыхом и обедом может быть до 10 часов, но такие увеличения могут быть всего 2 раза в неделю, причем суммарная часовая нагрузка не должна превышать 90 часов.

Перерывы, которые должны предоставляться водителю:

— Для отдыха и питания

— Небольшой перерыв для отдыха (как правило 15 минут, после 3 часов непрерывной езды)

— Ежедневный сменный отдых

Хочется отметить, что перерыв для отдыха и питания, должен быть не более 2 часов, обычно в обеденное время (24 пункт Положения), это если рабочий график нормальный (8 часов).

Читать еще:  Какие сроки вступления в право наследования?

Если график более 8 часов, то необходимо предоставлять кратковременный отдых два раза. Он также должен быть не более 2 часов, но и не менее 30 минут.

Как правило, такие интервалы закрепляются в трудовых договорах и в правилах внутреннего распорядка.

Междусменный отдых не может быть меньше 12 часов (пункт 25 Положения)

Еженедельный интервал отдыха, в суммарности должен быть не менее 42 часов.

ИТОГ

Написал много, однако хочется подытожить:

— Должен работать 40 часов в неделю!

— Если работаешь больше, например в рейсе – тогда затем и отдыхаешь больше!

— Если едешь еще и ночью, а не только днем, получаешь больше (за ночное время на 20%).

— Если приехал из рейса, то тебя не могут опять поставить на рейс, минимум должен отдыхать 12 часов.

— Если в твой день отдыха тебя опять хотят поставить на рейс, ты должен с этим согласиться, причем письменно

— За сверхурочные часы (дни) в том числе и выходные, получаешь повышенную оплату труда от 1,5 до 2 раз.

Отстаивайте свои права, работодатель надеется на «авось» с таким подходом. Мало того что он может потерять машину (из-за уставшего водителя), так еще с ним могут и судиться! Запомните сейчас суд, практически в 90% случаев стоит на стороне работника, а не работодателя.

От себя замечу – отдыхай больше, требуй выходных – здоровье и семья важнее, хорошие дальнобойщики всегда были на вес «золота», так что работу всегда можно найти.

Кстати у вас есть тахографы? Посмотри видео полезна «приблуда».

НА этом все, читайте наш АВТОБЛОГ.

(5 голосов, средний: 3,80 из 5)

Похожие новости

    Транспортный налог по ИНН. Как проверить для физического лица и .

    Отмена штрафа за тонировку 2019. Подробно + видео версия

    Вводится ограничение времени управления машиной по новым ПДД

    Норма отдыха от руля

    Несмотря на то, что ГИБДД вводило мораторий на изменения в ПДД, всё же новая редакция ожидает своего вступления в силу и касается она режима отдыха водителей от непрерывной езды за рулём. В этот раз вводится ограничение на беспрерывное управление и общей длительностью езды на машине ряда категорий автомобилей с разделением на периоды времени – от суток до 2 недель.

    Что за изменения в ПДД?

    Все новые редакции Правил вводятся соответствующими постановлениями правительства. И на данный момент нововведение относительно норм времени управления и отдыха – это пока ещё проект постановления. То есть он не принят и не факт, что будет принят, хотя с большой долей вероятности это произойдёт.

    Новые ПДД будут дополнены не менее новым отдельным разделом под номером 26, в котором и будут перечислены все правила отдыха и езды за рулём автомобиля в рамках отдельных отрезков времени:

    • сколько часов можно ехать непрерывно,
    • сколько максимум можно находиться за рулём в течение суток,
    • то же самое, но в течение недели,
    • и в течение 2 недель.

    Но главное – это отношение новых требований Правил только к определённым категориям транспортных средств. Изменения в ПДД коснутся только грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны и автобусов.

    Вступление в силу данных изменений планируется к 1 ноября 2019 года – дате, когда тахографы станут обязательными.

    Казалось бы, всё достаточно просто. Но от прочтения официального текста новшества голова может пойти кругом, поэтому ниже простыми словами постараемся объяснить, как это работает.

    Сколько часов можно ехать на автомобиле?

    Итак, как мы уже упомянули выше, все предписания по необходимому отдыху между поездками урегулированы в рамках 4 временных отрезков.

    Непрерывно (после первого начала движения)

    С момента, когда вы сели за руль и поехали, должно пройти не более 4,5 часов. Далее должен быть перерыв длительностью не менее 45 минут.

    Но общую продолжительность поездки вместе с вышеуказанным отдыхом, равную в конечном итоге 5 часам 15 минутам, можно разделить на 2 периода отдыха:

    • в первый раз отдохнуть не менее 15 минут,
    • во второй раз – от получаса.

    Вот так это выглядит визуально:

    Новый пункт ПДД:

    26. Нормы времени управления транспортным средством и отдыха.

    26.1. Не позже, чем через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством или после начала очередного периода управления транспортным средством водитель обязан сделать перерыв для отдыха от управления транспортным средством продолжительностью не менее 45 минут, после которого этим водителем может быть начат очередной период управления транспортным средством. Указанный перерыв для отдыха может быть разбит на две части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а вторая – не менее 30 минут.

    В течение суток

    А вот для периода в 24 часа немного проще, но с оговорками, которые уже сложнее. Но не беспокойтесь, срок вождения за рулём авто понятен и прост:

    • время управления в течение суток не должно превышать 9 часов (но можно до 10 часов максимум 2 дня в неделю),
    • время отдыха от вождения за сутки – не меньше 11 часов.

    Официальная трактовка нового пункта ПДД:

    26.2. В течение периода времени, не превышающего 24 часа*:

    • время управления транспортным средством не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели;
    • ежедневный отдых водителя от управления транспортным средством должен быть не менее 11 часов. Допускается сокращение этого времени до 9 часов, но не более трёх раз в период времени между двумя следующими друг за другом еженедельными отдыхами.

    В неделю

    За всю неделю водитель грузовой машины или автобуса должен проводить за рулём уже не более 56 часов. А время отдыха должно составлять не менее суток при условии, что такой отдых следует за ежедневным отдыхом (11 часов).

    Официальный текст нового пункта после изменений ПДД:

    26.3. В течение календарной недели:

    • время управления транспортным средством не должно превышать 56 часов;
    • еженедельный отдых водителя от управления транспортным средством должен быть продолжительностью не менее 24 часов, который должен следовать за ежедневным отдыхом.

    За 2 недели

    И последнее правило – норма отдыха в рамках 2-хнедельного периода:

    • время езды должно быть не больше 90 часов суммарно,
    • время отдыха:
      • суммарное – от 45 часов,
      • должно быть разделено на 2 раза по срокам не менее 24 часа и каждый раз должен следовать за ежедневным отдыхом (11 часов).

    26.4. В течение периода времени, равного двум календарным неделям:

    • время управления транспортным средством не должно превышать 90 часов;
    • должно быть не менее двух еженедельных отдыхов водителя от управления транспортным средством общей продолжительностью не менее 45 часов и не менее 24 часа каждый, которые должны следовать за ежедневным отдыхом.

    Тахографы

    Именно тахографы будут контролировать указанные выше нормы езды и отдыха от управления автомобилем. При этом, их обязательность теперь закрепят и в Правилах дорожного движения – в Перечне неисправностей этого подзаконного акта пункт 7.4 будет требовать установку измерительного агрегата в грузовые машины массой более 3,5 тонны и автобусы.

    Штраф за невыполнение этой обязанности для водителей также хотят увеличить до 5000 рублей.

    Режим труда и отдыха водителей автобусов в 2019 году

    Дата публикации — 13.12.2018

    Соблюдение режима труда и отдыха водителя автобуса – важный аспект обеспечения безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Законодательство четко регулирует продолжительность пребывания за рулем, специальных и обеденных перерывов, межсменных периодов и других факторов. Для контроля режима труда и отдыха водителя в автобусах должен устанавливаться тахограф, отсутствие которого или неисправное состояние устройства наказываются штрафом.

    Читать еще:  Как проверить депортирован или нет из россии официальный сайт

    Как составить график работы водителей

    График составляют на месяц отдельно для каждой смены при многосменной работе. В этом документе, подписанном ответственными лицами, отмечаются:

    • место и время начала работы;
    • место и время окончания смены;
    • время для отдыха и обеденный перерыв;
    • дни отдыха.

    Для шоферов дальних рейсов составляется отдельный график.

    Способы учета времени работы водителей

    Основой для графика работы является форма учета времени – ежедневная или суммированная.

    Ежедневный учет

    Эта форма контроля востребована для рабочего дня – не более 8 часов при 5-дневной рабочей неделе и не более 7 часов при 6-дневной рабочей неделе. Смена может укорачиваться при поездках по сложным дорожным участкам.

    Суммированный учет

    При такой форме контроля смены могут иметь разную продолжительность и разный период отчетности, оптимальный – 1 месяц. В курортных регионах и местах с сезонными работами отчетность может быть сезонной, длительность сезона – до 6 месяцев. По длительности смены существуют следующие ограничения: в стандартном варианте – 10 часов, в отдельных случаях – 12 часов. Период вождения за один день – не более 9 часов. В неделю не допускается проводить за рулем более 45 часов.

    К случаям, когда может устанавливаться 12-часовая смена, относятся поездки на транспорте:

    • аварийно-спасательном, пожарном, инкассаторском;
    • обслуживающем руководителей, представителей органов власти различного уровня;
    • технологические транспортировки внутри производственных объектов или карьеров в случаях, когда не требуется выезд на дороги общественного назначения;
    • предприятий ЖКХ, медицинских учреждений, служб связи;
    • автобусах, обслуживающих регулярные пригородные, городские, междугородные маршруты.

    Суммированный учет может вводиться только после согласования с лицом, представляющим интересы работников. Сотрудники, принимаемые на предприятие с такой формой контроля, должны быть сразу ознакомлены с этим фактом. По суммированному учету могут работать как все водители организации, так и отдельные лица.

    Примеры графиков работы водителей при разных формах учета рабочего времени

    Вид учета рабочего времени

    Длительность еженедельного непрерывного отдыха

    рабочей смены перед выходным днем

    Ежедневный учет, 5-дневная рабочая неделя

    Ежедневный учет, 6-дневная рабочая смена

    14 (13 – перед выходным днем)

    15 (14 – перед выходным днем)

    35 (считается за отчетный период)

    Обязанности водителя

    В рабочее время входит не только вождение, но и другие функции, выполняемые шофером и обозначенные в Трудовом договоре. Среди них:

    • спецперерывы во время управления автомобилем и в конечных пунктах;
    • подготовка к выезду, обслуживание автомобиля после поездки, при междугородных транспортировках – обслуживание транспорта в местах стоянок в начале и конце смен;
    • прохождение медосмотра перед поездкой и после нее и следование к месту его осуществления;

  • присутствие в местах проведения посадки-высадки;
  • нахождение в автомобиле без управления им;
  • простои, которые возникли по вине посторонних лиц или сил;
  • ликвидация неисправностей, возникших в пути;
  • выполнение обязанностей охранника во время стоянки. Это время включается в рабочий период полностью или частично, но не менее 30%;
  • другие случаи, регламентированные российским законодательством.

Правила разделения рабочего времени водителей автобусов

Рабочее время может делиться на части, перерыв между которыми – до трех часов. Время отдыха и питания в это время не включается. Такой режим обычно востребован для водителей, доставляющих работников или учащихся к месту работы и учебы и домой.

Сверхурочные работы

Наибольшая продолжительность смены, разрешенная при ежедневном или суммированном учетах, может быть превышена в случаях, предусмотренных законодательством. Такие работы называют сверхурочными. Они разрешены в следующих ситуациях:

  • Выполнение действий, которые нельзя реализовать в течение установленного времени. Отказ от них приведет к причинению вреда имуществу или другим неприятным последствиям.
  • Необходимость выполнить обязанности, которые должен быть выполнить работник, не пришедший на смену. Руководство должно в сжатые сроки заменить отработавшего смену водителя.

Режим совместительства для водителей недопустим.

Время отдыха водителя

Еженедельный непрерывный отдых

Количество выходных установлено Статьей 11 ТК РФ:

  • для пятидневной рабочей недели – 2 дня;
  • для шестидневной – 1 день;
  • для суммированного учета – устанавливается индивидуально, основное требование – на каждую полную неделю месяца должен приходиться выходной.

Обязательный непрерывный отдых, положенный шоферу каждую неделю, равен 42 часам или более. Междусменный отдых в это время не включается. Для вызова на работу шофера в выходной день необходимо его согласие. Обязательно оформление отдельного приказа. Ежегодный отпуск должен продолжаться не менее 18 дней.

Специальные перерывы

Специальные перерывы во время смены, ранее предоставлявшиеся только водителям, обслуживающих междугородные маршруты, сейчас предоставляются всем водителям. Первый положен после 4 часов управления без перерыва, следующие – через каждые 2 часа. Если такой спецперерыв совпадает с обеденным временем, то дополнительно он не предоставляется.

Перерывы для еды и отдыха

Перерыв, предназначенный для еды и отдыха, длится от получаса до двух часов. При смене, которая продолжается более 8 часов, может предоставляться 2 перерыва с суммарной продолжительностью от получаса до двух часов.

Междусменные перерывы

Междусменный отдых при ежедневной отчетности в два раза превышает период смены. При расчетах обеденный перерыв засчитывается в междусменный отдых. При 7-часовом рабочем дне последующая смена может начаться раньше на 2 часа, по сравнению с предыдущей. При суммированном учете продолжительность отдыха за сутки должна составлять минимум 12 часов. Существуют ситуации, в которых время ежедневного отдыха можно уменьшить:

  • До 9 часов. Такое снижение времени отдыха допускается на городских и пригородных маршрутах, совершаемых на регулярной основе. После второй смены, отработанной в таком режиме, водителю обязаны дать отдых не менее чем на двое суток.
  • До 11 часов. Обычно характерно для междугородных рейсов. Уменьшение времени отдыха до 9 часов допускается, но не более, чем три раза в неделю. На следующей неделе шоферу необходимо предоставить отдых, компенсирующий переработанные часы на прошлой неделе.

На междугородных маршрутах отдых между сменами может разделяться на две или три части. При этом одна из частей должна быть 8 часов или более, а общее время отдыха – 12 часов или более.

Ограничения по непрерывному управлению

Управление автобусом или другим транспортным средством занимает часть рабочего дня, и на время непрерывного управления транспортом накладываются определенные ограничения:

  • В течение рабочего дня время вождения – не более 9 часов.
  • При поездках на автобусах длиной более 9,5 м максимальная продолжительность непрерывного вождения – не более 8 часов.
  • При суммированном учете – до 10 часов до двух раз в неделю, при этом общий период управления транспортом за неделю – до 56 часов, за две недели – до 90 часов.

У водителей, обслуживающих городские и пригородные автобусные маршруты, обычно самый высокий процент нахождения за рулем по отношению к общему рабочему периоду. Если в пути планируется находиться более 12 часов, то на смену заступают 2 шофера. В этом случае должно быть предусмотрено спальное место.

Виды графиков для водителей автобусов

Для водителей автобусов могут составляться следующие виды графиков:

  • Сменный. Водители работают в соответствии с месячными графиками. Для длительных маршрутов составляется особый график, в котором отражается время в пути и стоянок.
  • Разрывной. Этот график составляется в случаях, когда востребованность водителя в течение рабочей смены неодинакова. Суммарное время такой разорванной смены должно укладываться в рамки смены без переработки. Первый перерыв должен наступить не ранее чем через 4 часа после начала смены. Разрывной график устанавливается только при согласии шофера. Водитель проводит перерыв в месте, оборудованном для отдыха.
  • Ненормированный. Такой график обычно составляется при суммированной отчетности.

Режим труда и отдыха водителей автобусов, работающих на дальних междугородных рейсах

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector