Какие риски страхует осаго

Какие риски страхует осаго

ПЕРЕЧЕНЬ СТРАХОВЫХ РИСКОВ ПО ДОГОВОРУ ОСАГО

Объектом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Согласно п. 1 статьи 9 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (Закон 4015-1) страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.

Особенности определения объекта страхования и страхового риска в ОСАГО установлены в статье 6 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (Закон 40-ФЗ).

Согласно п. 2 статьи 6 Закона 40-ФЗ к страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Однако скорее в данном случае охарактеризован не страховой риск, а страховой случай – совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату (п. 1 статьи 9 Закона 4015-1).

Страховой риск по ОСАГО наиболее правильно было бы определять как возможность наступления гражданской правовой ответственности по страховым обязательствам по ОСАГО.

Пункт 2 статьи 6 Закона 40-ФЗ подробно определяет случаи, когда возникновение гражданской ответственности владельцев транспортных средств не влечет за собой обязанности страховщика по выплате страхового возмещения. Перечень таких случаев носит закрытый характер и не может быть расширен по желанию сторон.

К страховому риску не относится наступление гражданской ответственности вследствие:
причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре ОСАГО;

  • причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
  • причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
  • загрязнения окружающей природной среды;
  • причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
  • обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
  • причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию;
  • причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке, а также при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
  • повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
  • обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

В указанный перечень не были включены типичные случаи, которые традиционно в добровольном страховании гражданской ответственности у многих страховых компаний не являются страховыми случаями. Среди них можно выделить:

  • причинение вреда жизни или здоровью потерпевшего вследствие умысла застрахованного;
  • причинение вреда лицом, находящимся в состоянии опьянения;
  • причинение вреда лицом, которое не имело права на управление транспортным средством;
  • причинение вреда лицом, не включенным в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению (если в договоре ОСАГО число лиц, допущенных к управлению, ограничено);
  • наступление страхового случая при использовании транспортного средства в период, не предусмотренный договором.

В обязательном страховании названные случаи будут относиться к категории страховых случаев, при наступлении которых страховщик будет обязан выплатить потерпевшему страховое возмещение. При этом у страховщика появляется право регрессного требования к причинителю вреда, которым является страхователь или иное лицо, риск ответственности которого застраховано по договору ОСАГО, в размере произведенной страховщиком страховой выплаты (статья 14 Закона 40-ФЗ).

Следует отметить, что владельцы транспортных средств могут в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по ОСАГО для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию, то есть в случаях, определенных в Законе 40-ФЗ как не относящихся к категории страховых случаев.

Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховой риск и страховой случай понятия не тождественные, но взаимосвязанные, поскольку из первого вытекает второе. И если для страховщика более значимым являются страховые риски, то для страхователей – страховые случаи. Для договора ОСАГО перечень страховых случае очень ограничен в силу его специфики.

Читать еще:  Отнесение страховки по каско при лизинге

Так что же такое страховой риск и страховой случай? Какими признаками они должны обладать? И что говорится в законе об этих понятиях? Ответим на данные вопросы в настоящей статье.

Понятие страхового риска

Понятие страхового риска закреплено пунктом 6 законодательного акта об ОСАГО от 25.04.2002 № 40-ФЗ. Согласно указанному нормативно-правовому акту страховой риск – это опасность повреждения жизни или здоровья либо ущерба имуществу при эксплуатации транспортного средства по его назначению.

Законодатель трактует понятие страховой риск как предполагаемое событие, от которого лицо страхуется: причинение телесных повреждений различной степени тяжести, в том числе и гибель участника дорожного движения, причинение материального ущерба водителям при управлении транспортом.

Признаки рискового события

Ключевой принцип страхования – недопустимость обогащения за счет выплат по страховому полису, поскольку данные выплаты носят сугубо компенсационный характер, то есть призваны восстановить положение до наступления страхового случая.

Основываясь на принципах страхования, страховой риск, для отнесения его к таковому, должен обладать рядом признаков, два из которых ключевые:

  • Вероятность. Это означает, что неизвестно произойдет ли событие или нет, его наступление или минование, исходя из статистики исключить невозможно;
  • Случайность наступления. Наступление страхового случая не должно находиться в прямой зависимости от желания и умышленных действий приобретателя выгоды (получателя компенсации по страховке).

Понятие страхового случая

Понятие страхового случая закреплено в статье 1 Федерального закона об ОСАГО. Согласно законодательному акту страховой случай – это ни что иное, как свершившийся страховой риск, то есть это наступление гражданской ответственности владельца транспорта, которая является следствием произошедшего одного из событий, предусмотренных действующим на момент такового договором обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и т.д. при использовании транспорта.

События, являющиеся страховым случаем

События, являющиеся страховыми случаями, подразделяются на:

  • имущественные;
  • личные;
  • социальные;
  • страхование рисков ответственности;
  • страхование рисков предпринимательства.

Самым распространенным событием наступления страхового случая является участие в ДТП в качестве его виновника, в том числе и участие в аварии вследствие непреодолимой силы. Понятие ДТП содержится в ПДД и представляет собой событие на дороге при движении транспорта, в результате которого пострадали люди или их имущество, а также другие транспортные средства.

Если же водитель, который участвует в дорожном движении, например, не рассчитал габариты своего транспорта и расстояние до фонарного столба, повредит зеркало, выплат по ОСАГО не получит, поскольку по ОСАГО страхуется гражданская ответственность, здесь же имеет место причинение вреда своему имуществу, что покрывает, как правило, КАСКО, которое заключается только по желанию автовладельца, и страхует непосредственно имущество – транспортное средство.

События, не являющиеся страховыми

Действующей редакцией Закона об ОСАГО предусмотрены события, которые не могут быть отнесены к страховому риску. К их числу относятся:

  • случаи причинения вреда и ущерба, подлежащего возмещению до заключения договора ОСАГО, если он причинен на транспорте, не прописанном в соответствующем договоре;
  • моральный вред, а также случаи необходимости возместить упущенную выгоду;
  • случаи причинения вреда и ущерба на транспорте в процессе соревнований, испытаний и т.д.;
  • загрязнение окружающей среды;
  • вред, который был причинен транспортируемым грузом, если его перевозка требует обязательного самостоятельного страхования в силу положений законодательства;
  • вред, который причинен жизни, здоровью работника в процессе осуществления их трудовой деятельности, когда его возмещение должно осуществляться на основании законов об обязательном, в том числе и социальном, страховании;
  • убытки, понесенные нанимателем, вследствие причинения вреда его работнику;
  • вред, причиненный водителем транспорту, прицепу, застрахованному по ОСАГО, и перевозимому грузу или установленному оборудованию;
  • повреждение застрахованного по ОСАГО транспорта в процессе погрузочно-разгрузочных работ либо передвижение по территории хоз.субъекта;
  • повреждение или уничтожение особо ценных объектов (драгоценности, ценные бумаги, антиквариат, наличные денежные средства и т.д.);
  • превышение лимитов страхового возмещения по ОСАГО.

Перечень нестраховых случаев по ОСАГО жесткий и исчерпывающий.

Заключение

Наличие всех условий, предусмотренных полисом ОСАГО, надлежащее оформление документов на месте и их своевременная передача в страховую, гарантируют выплаты по страховке. Когда произошло событие, предусмотренное договором ОСАГО как основание для страховых выплат, у водителя имеется соответствующий полис, но транспорт, участвующий в ДТП не прописан в полисе, случай не будет являться страховым и страховая компания, не будет производить страховые выплаты.

Какие риски страхует осаго

Страхование носит рисковый характер. Статья 9 Закона «Об организации страхового дела в РФ» понимает под страховым риском предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

Читать еще:  Нужна ли страховка в белоруссию

Понятие страхового риска

Для того чтобы событие могло быть рассмотрено в качестве страхового риска, необходимо, чтобы оно обладало двумя свойствами: случайностью и вероятностью наступления. Как правило, страховой риск означает, “вероятность или степень вероятности наступления определенного события, в случае которого страховщик обязан уплатить страховое возмещение”.
При страховании ответственности страховщик обязан уплатить страховое возмещение в случае наложения на страхователя обязанности возместить причиненный другому лицу ущерб. Эта обязанность является содержанием гражданско-правоой ответственности, и, следовательно, страховым риском здесь надо считать вероятность наступления ответственности.
В другом значении страховой риск означает вероятное вредоносное событие. Иначе говоря; понятие страховой риск охватывается широкий круг явлений, распадающихся на две большие группы: явления природы и социальные явления. Последние, в свою очередь, делятся на действия самого лица обладающего страховым интересом, действия посторонних лиц и действия социальных сил.

Страховой риск при страховании ответственности

При страховании ответственности страховым риском могут быть только “социальные явления”: действия самого лица обладающего страховым интересом и действия посторонних лиц, причиняющие вред третьим лицам. Следовательно, особенностью страхования ответственности, по сравнению с другими отраслями страхования, является то, что носителем риска является не лицо, потерпевшее от наступления вредоносного события, а лицо, своими действиями способствовавшее его наступлению.
Интересным является определение страхового риска в правилах страхования ответственности владельцев транспортных средств. Страховой риск – предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. При этом под событиями правила понимают дорожно-транспортное происшествие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб: столкновение с другим транспортным средством, наезд на движущиеся или неподвижные предметы, постройки, ремонтно-дорожные механизмы, знаки и обозначения и другие предметы, а также иные события, возникающие в процессе использования транспортного средства, при котором причинен вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Что не является страховым риском?

Согласно ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», к страховому риску по обязательному страхованию относится наступление гражданской ответственности по вышеуказанным обязательствам, за исключением случаев возникновения ответственности вследствие:
• причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;
• причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;
• причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;
• загрязнения окружающей среды;
• причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;
• причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;
• обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;
• причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;
• причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;
• повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;
• обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 ГК РФ (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).
Во всех перечисленных случаях ущерб возмещается в соответствии с законодательством РФ.

Энциклопедия решений. Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховым риском по ОСАГО, то есть обстоятельством, на случай наступления которого осуществляется страхование, является возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (потерпевших) при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”, далее – Закон об ОСАГО).

Реализовавшийся страховой риск именуется страховым случаем (см. п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-I “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, абзац одиннадцатый ст. 1 Закона об ОСАГО).

Читать еще:  На сколько дорожает страховка после дтп 2017

Под использованием транспортного средства понимается его эксплуатация, связанная с движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках, заправочных станциях и других подобных территориях). В целях законодательства об ОСАГО не признается использованием транспортного средства эксплуатация установленного на нем оборудования, непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении (абзац третий ст. 1 Закона об ОСАГО).

К страховому случаю по ОСАГО могут быть отнесены обстоятельства, имевшие место не только в процессе движения транспортного средства в буквальном смысле слова, но и при его участии в дорожном движении в других формах, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения, в том числе не связанных с процессом физического перемещения транспортного средства в пространстве. В частности, страховым случаем может быть признано причинение вреда в период остановки и стоянки транспортного средства (см. абзац второй п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 N 2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (далее – Постановление N 2), а также, например, постановления ФАС Поволжского округа от 15.11.2012 N Ф06-8354/12, ФАС Северо-Западного округа от 10.08.2011 N Ф07-6564/11, ФАС Уральского округа от 04.03.2008 N Ф09-1247/08-С5).

Действие ОСАГО распространяется на случаи причинения вреда как посредством самого транспортного средства, так и в результате воздействия перевозимого на нем груза, кроме случаев, когда риск ответственности за причинение вреда воздействием груза подлежит обязательному страхованию в соответствии со специальным законом о соответствующем виде обязательного страхования (см. пп. “д” п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО, а также, например, постановления ФАС Московского округа от 23.08.2011 N Ф05-7217/11, ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2008 по делу N А43-30770/2006-23-589).

Не является страховым риском по ОСАГО возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 6 Закона об ОСАГО. Вред, причиненный при указанных обстоятельствах, возмещается в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством (глава 59 ГК РФ).

Внимание

В связи с тем, что ОСАГО осуществляется на случай возникновения гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие причинения вреда жизни здоровью или имуществу других лиц, в рамках ОСАГО не подлежит возмещению вред, причиненный владельцем транспортного средства собственному имуществу (например, в результате ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих одному владельцу).

Начиная с 1 сентября 2014 года, в связи с изменениями, внесенными в Закон об ОСАГО Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ, страхование гражданской ответственности владельцев прицепов (за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям) осуществляется не на основании отдельного договора ОСАГО, как это имело место ранее, а путем заключения единого договора, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом (п. 7 ст. 4 Закона об ОСАГО в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года). Однако коэффициент страхового тарифа, учитывающий такое условие договора ОСАГО, был установлен указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У, вступившим в силу лишь 11 октября 2014 года (см. п. 2 названного нормативного акта). По договорам ОСАГО, заключенным начиная с этой даты, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования (в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица). Отсутствие в полисе ОСАГО отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом не может служить основанием для отказа в страховой выплате. Однако в таком случае страховщик приобретает право регресса к страхователю – причинителю вреда (см. п. 49 Постановления N 2)*(1).

Применительно к ранее заключенным договорам ОСАГО сохраняет актуальность позиция ВС РФ, состоящая в том, что вред, причиненный при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, а не в результате самостоятельного, независимого от тягача, движения прицепа, считается причинённым посредством обоих этих транспортных средств. Соответственно в отношении каждого из них имеет место страховой случай и страховые выплаты должны быть произведены обоими страховщиками или одним страховщиком, если он застраховал ответственность владельца тягача и прицепа. При этом размер страховой выплаты определяется в долях, с учётом конкретных обстоятельств дела (см. Обзор судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 20.06.2012 (Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, вопрос 3).

*(1) В тексте названного постановления, видимо, допущена неточность относительно даты вступления в силу новых страховых тарифов по ОСАГО

Ссылка на основную публикацию